READING

Гоголь-центр: Бездонное озеро повседневности...

Гоголь-центр: Бездонное озеро повседневности

Малая сцена «Гоголь-центра» – площадка для экспериментов в не самом консервативном театре Москвы. Тут можно увидеть пьесы молодых авторов для молодых актеров Седьмой студии в постановке таких же молодых режиссеров. Николай Дурненков давно известен театральному зрителю, пьесу «Озеро» он написал специально для площадки «Гоголь-центра», быть может поэтому все персонажи получились такими объемными и настоящими.

Зрители входят в зал, все декорации которого на сцене сделаны из зеркал: стены, двери, тумба-сиденье. Собственно говоря, больше декораций и нет. На сцене нет. Но как только спектакль начинается, становится понятным, что есть и пространство за зрительными рядами, которое используется для сцен: воспоминаний и размышлений героев.

Спектакль стартует из зала. Одна из героинь сидит среди зрителей, побуждая их к небольшой дискуссии в начале спектакля. Все вместе: актриса и зрители, рассуждают о том, где бы они не хотели оказаться во время конца света. Тема конечности существования – заглавная тема данной постановки. В центре действия – встреча в загородном доме одной пары компании их друзей, приехавших в гости на выходные. Во время дружеского общения у каждого героя случится свой флешбэк, который будет виден зрителю глазами героя. Потому что флешбэки проходят на сцене за рядами, а отражение их через зеркало придает всему действию сокровенности и интимности.

Андрей и Алена – счастливая пара с малышкой-дочкой, живущая в прекрасном доме за городом. Озеро, сосны – о чем еще можно мечтать? Мечты их просты – здоровье маленькой дочери, которой необходима пересадка сердца. Вот только легальный путь получить донорский орган не работает. В своем воспоминании герои приходят к осмыслению ценности человеческой жизни и спорят о том, что каждый готов сделать ради жизни ребенка.

Антон и Алиса – пара яркая. Он – врач-травматолог из Москвы, она – украинская красотка. Что их связывает? Кто кого любит, кто кого терпит? Все прозаично: ей нужна московская квартира, а он любит ее. В их ситуации замешана геополитика, Крым, да и банальное непонимание и невозможность услышать друг друга. Она изменяет, он переживает смерть пациента, при этом ни то ни другое они не обсуждают.

Николай и Нина – кажется, центральные герои. В начале они не знают друг друга. За плечами у каждого свой жизненный опыт, свои обиды и боль. Начав с неприязни, в конце спектакля они дарят друг другу и зрителям в зале удивительное ощущение нежности и способности любить. Такие разные, они находят друг в друге поддержку и компанию «на случай апокалипсиса».

Малая сцена «Гоголь-центра» как всегда предлагает зрителю коктейль из психологических историй, внутри которых оказывается простой человек, с житейскими проблемами, так похожими на проблемы каждого зрителя в зале. Но в «Озере» сама форма спектакля и использование зеркал, в которых каждый пришедший неизбежно будет видеть себя на протяжении всего действия – все это усиливает эффект причастности и присутствия. Будто все происходящее на сцене – отражение жизни не только героев, но и каждого конкретного зрителя, стоящего на краю бездонного черного озера.

Билеты

Текст KarinaCha