Егор Перегудов – молодой режиссер, выпускник мастерской Сергея Женовача 2010 года. Со студенческой скамьи его работы получают признание: в частности, он лауреат Международной премии Станиславского в номинации «Перспектива» (2018). Его постановки идут на сценах Современника и Сатирикона, а в 2018 году Егор Перегудов стал главным режиссером РАМТ. Его спектакли отличает мастерская работа с текстом, сочетание и переплетение времен и пространств. Он берется за постановку не самых простых и привычных для театральных подмостков произведений. Пластилином в руках этого смелого театрального скульптора уже побывали ведущие артисты: Константин Райкин, Алена Бабенко, Денис Суханов, Агриппина Стеклова, Владимир Большов, Тимофей Трибунцев, Григорий Сиятвинда и др. Театралам, любопытным до новой творческой поросли, Егор Перегудов хорошо известен трехсерийным спектаклем «Сто лет одиночества в ГИТИСе на курсе Сергея Женовача, запись на который каждый раз закрывалась за считанные секунды.
Данный обзор позволит познакомиться со всеми работами режиссера текущего репертуара.
«Время женщин», 2011 (Современник)
С этой работы началось сотрудничество Егора с театром Современник. В 2011 году на Другой сцене появился спектакль по роману Елены Чижовой. Это история ленинградской лимитчицы и ее дочери на рубеже 50-60-х годов. Обе роли играет Алена Бабенко, и на этом строится дуальность времени и места действия, которые меняются в секунду, не сходя с места, только через отношение. И общая картина складывается в сознании зрителя из кусочков пазла. Особая находка – любовный сон, особая красота – сцена рая, особое внимание – к работе Алены. Неслучайно первое сотрудничество режиссера и актрисы стало далеко не последним.
«Загадочное ночное убийство собаки», 2015 (Современник)
Спектакль по пьесе Саймона Стивенса по одноименному роману Марка Хэддона. Но вопреки закономерности, характерной для работ Егора: если прочитаешь произведение, то получишь совсем wow-эффект от постановки – готовиться к этому спектаклю не нужно. Этот детектив, психологический триллер, поставлен почти дословно по пьесе, а жемчужиной его является проникновенный монолог Кристофера – мальчика-аутиста, от лица которого и рассказана история. Это история взрослого мира со всей ее рутиной, жестокостью, ложью и предательством, столь чуждыми для маленького хрупкого существа, стремящегося в этом мире выжить.
«Человек из ресторана», 2015 (Сатирикон)
История маленького человека, история трагедий жизни обычного официанта одного из помпезных ресторанов умело соткана режиссером из лоскутков произведения И.С. Шмелева. События, люди, причины и следствия прорезают ход действия воспоминаниями героя. В роли маленького человека большой артист Константин Райкин. И это тот случай, когда из разных точек зала смотришь разный спектакль. Видеть вблизи слезы Скороходова, чувствовать его чувствования – это особая история. Но постановка эта не тяжелая и мрачная, а добрая и светлая, и даже порядком смешная благодаря интересным находкам и прекрасному актерскому составу.
«Поздняя любовь», 2016 (Современник)
История главной героини пьесы А.Н. Островского Людмилы живо находит отклик в душе зрителя. Ведь при необычности пространства сцены, сходящегося вглубь горизонта, и гипертрофированности предметов, режиссер вместе с актрисой Аленой Бабенко просто и по-человечески повествуют о жизни ее героини. Жизни, в которой каждый поступок вызов социуму, каждое действие вопреки паттернам поведения. Это история любви: всепоглощающей, дурманящей, безрассудной, мотивирующей, исцеляющей. И текст классической пьесы звучит в устах героев столь жизненно и откровенно, что становится близок современному зрителю. Меж тем в связи с переездом театра Современник в родное здание этот спектакль уходит из репертуара. Успеть увидеть его можно 8 декабря.
«Свадьба», 2018 (Современник)
Казалось бы, сочетание несочетаемого. Режиссер миксует произведения Чехова, Зощенко, Жванецкого, Брехта, а также Ильфа и Петрова, дабы показать, каким разным может быть взгляд на главное событие в жизни – свадьбу. Каждая история этой комедийной постановки проверяет героев и их чувства на прочность, а под внешним шаржем скрывается внутренняя искренность. Особого внимания заслуживает лекция “К сведению мужей”, при минимализме формы оказывающая максимальный юмористический эффект. И вновь в актерском ансамбле Егора Перегудова присутствует Алена Бабенко, играющая сразу четыре роли. Как иначе назвать ее, как не музой режиссера?
«Дон-Жуан», 2018 (Сатирикон)
Через три года после выхода аншлагового “Человека из ресторана” Егор Перегудов возвращается к труппе Сатирикона. Новая работа значится как комедия, даже неистовая комедия, однако пробирающие до костей монологи во втором действии побуждают усомниться в однозначности жанра постановки. А вот не вызывают сомнений талант режиссера и подбор прекрасного актерского состава. Этот спектакль обречен на не меньший успех, чем его предшественник. Мощная, целостная постановка, яркие актерские работы, любовь и голуби.
А под занавес 2018 года театральную Москву ждет сюрприз – возрождение легендарного студенческого спектакля «Один день в Макондо» в стенах СТИ. Но каким он будет? Удастся ли воссоздать былую атмосферу в новом пространстве? Прозвучат ли столь же щемяще-трогательно песни Макондо? Сохранится ли камерность постановки? Ощутят ли вновь зрители на себе пыльцу желтых бабочек? Сменятся ли традиционные яблоки в фойе более привычными бананами?… Хочется верить, что это чудо повторимо. Остается держать пальцы крестиком за всю творческую группу и ждать премьеры.
Текст Мария Куликовская
NO COMMENT