READING

Маньяк-цирюльник Суини Тодд в Театре на Таганке. ...

Маньяк-цирюльник Суини Тодд в Театре на Таганке. Музыкальный триллер Алексея Франдетти

Если вы являетесь поклонником Джонни Деппа – забудьте на время о нём. Если вас не отпускает Тим Бёртон – вы и не вспомните о нём. Иммерсивный музыкальный спектакль «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит стрит» режиссёра Алексея Франдетти захватывает внимание с первых минут. Загадочная легенда о лондонском маньяке-брадобрее, неожиданные постановочные решения, музыка, голоса, свет и костюмы перенесут вас в атмосферу Лондона XIX века и сделают молчаливыми свидетелями происходящего. Масштаб и качество впечатляют.

В основе сюжета лежит городская лондонская легенда. Главный персонаж грошовых ужасов викторианской эпохи и целого ряда историй цирюльник Суини Тодд, хладнокровно убивает своих клиентов бритвой и таким образом мстит за смерть жены. Цирюльня, где работал Суини, располагалась на Флит стрит и была соединена подземным ходом с пирожковой лавкой миссис Ловетт, которая и стала сообщницей Тодда, пуская умерших клиентов на пирожки с мясом.

Для зрителей спектакль начинается ещё в фойе театра. Первый, второй и третий звонки звучат как лезвие бритвы и холодят душу. Заходя в зал, зрители становятся уже не просто зрителями, а посетителями пирожковой лавки миссис Ловетт – вместо привычных рядов в зале стоят столики с уютными лампами. Приглушённый свет, деревянная круглая сцена, большая люстра-клетка с винтовой лестницей чуть поодаль. Масштабные декорации воссоздают атмосферу старого Лондона. Возникает эффект присутствия: актёры ходят вокруг столиков, бегают, поют на ухо, трогают за одежду, угощают пирожками, делают комплименты и даже прикладывают опасную бритву к горлу.

Действие нарушает театральное пространство, перетекая из одной части зала в другую. Именно поэтому создатели сделали стулья за столиками крутящимися. Порой сцены разворачиваются настолько стремительно, что ты только и успеваешь поворачивать голову то в одну, то в другую сторону. Работа с пространством просто потрясающая. Зрители находятся буквально в центре событий.

Алексей Франдетти впервые представил на российской сцене постановку легендарного бродвейского мюзикла Стивена Сондхайма «Суини Тодд». Русский текст и слова песен адаптировал сам режиссёр:

«Ровно 10 лет тому назад в меня попала эта музыка, и я познакомился с творчеством Стивена Сондхайма. Влюбился в эту музыку, в каждое произведение, и решил открыть для российского широкого зрителя этого композитора. Там такая кладовая, вы себе даже не представляете!» (А. Франдетти)

фото: tagankateatr.ru

В 70-е гг. Стивен Сондхайм перевернул привычное понимание бродвейского мюзикла как лёгкого развлекающего спектакля, взяв за основу историю страшной мести. Перед зрителями разворачивается настоящая драма в музыке.

Торжество музыки и света в спектакле завораживает. Актёры, помимо пения, играют на различных музыкальных инструментах. Величественные звуки органа, чистый звук глиняной свистульки, гармонь, громкоговоритель, топот ног – все звуки зритель словно пропускает через себя. Несколько маленьких экранов на стенах позволяют наблюдать за работой дирижёра спектакля (Армен Погосян) в оркестровой яме. Это создаёт ощущение прикосновения к какому-то таинству, как будто подсматриваешь за кулисы.  

Стоит отметить, что в постановке участвует лишь один актёр музыкального театра, профессиональный певец Пётр Маркин, исполняющий роль Суини Тодда, с невероятным по тембру голосом. Остальные действующие лица – драматические актёры Театра на Таганке, но их вокальные данные вызывают восторг.

фото: tagankateatr.ru

Страсти кипят нешуточные. Любовь, ненависть, месть. История кровавая, но на сцене никакой крови – такова была идея режиссёра, и её великолепно воплотили на сцене художник-постановщик Евгений Терехов и художник по свету Иван Виноградов. Лезвие бритвы, преломляясь через прожектор, блестит так, что, кажется, ослепляет всех вокруг. Персонажи в чёрных плащах подсвечивают свои лица ручными фонариками во время своих партий.  Убийства выглядят, мягко сказать, деликатно: под резкие продолжительные звуки музыки Суини Тодд режет одно горло за другим. Каждый взмах бритвы сопровождается красной вспышкой света. Даже на фартуке миссис Ловетт сделаны красные нити и пятна, будто кровь. Пиджаки жертв брадобрея, словно поставленные на поток на фабричной ленте, едут на плечиках под потолком, а ботинки джентльменов пропадают в люке сцены, где мерцает огонь. Близость актёров к зрителям позволяет рассмотреть костюмы в деталях и даже прочувствовать материал ткани, когда персонажи проходят мимо столиков.

Премьера мюзикла в Театре на Таганке состоялась в январе 2018 года. Спектакль представлен в репертуаре  блоками по три сеанса – на монтаж декораций уходит три дня, а постоянно трансформировать сцену Театра под мюзикл не представляется возможным.

В копилке у постановки пять номинаций на премию «Золотая Маска-2018» и три награды – за лучший спектакль в жанре мюзикл/оперетта, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль. Кажется, что комментарии здесь лишние.

Информация о билетах

Совет: Лучше брать места за столиками. С бельэтажа плохо видно (об этом даже предупреждают при покупке билета на сайте театра), да и к тому же вы рискуете пропустить всё самое интересное 🙂

Текст Светлана Ковалева