READING

Скрипки, дерево и подушки – новые одноактники в МА...

Скрипки, дерево и подушки – новые одноактники в МАМТ

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко продолжает выбранный ещё в позапрошлом сезоне путь и в качестве премьер являет зрителю череду одноактных балетов и танцевальных постановок. Для юбилейного 100-го сезона театр собрал в один вечер «Кончерто барокко» Джорджа Баланчина, «Восковые крылья» Иржи Килиана и «Пижамную вечеринку» Андрея Кайдановского.

«Кончерто барокко» – не первое обращение МАМТ к творчеству величайшего американского хореографа XX века. Год назад Баланчин также, как и в текущем сезоне, открыл вечер одноактных постановок. Тогда это была «Серенада» на музыку Чайковского. Сейчас грация и изящество хореографии Баланчина соседствуют с барочной музыкой Баха. Баланчин – маг и кудесник неоклассического балета. И работы его обладают магическими и гипнотическими свойствами. Невозможно оторвать взгляд от движений рук, ног, позировок, от каждого па и перемещения исполнителей по сцене. Сюжетный балет в выигрыше: помимо исполнительского мастерства вниманием зрителя завладевают предметные перипетии. Тем сложнее бессюжетному балету завладеть зрительским вниманием, где кроме танца и музыки нет ничего. Исполнять хореографию Баланчина поэтому и сложно. Ведь заметен каждый нюанс, и недотянутый носок может изничтожить всю магию. И с этим нелёгким заданием труппа справилась «на отлично». На сцене – две солистки, солист и восемь танцовщиц. Солистки являют собой олицетворение двух скрипок (музыка в балете – концерт ре минор для двух скрипок с оркестром). Солист – музыкант, лишь в руках которого скрипка способна зазвучать. В умелых руках Георги Смилевски скрипка Наталья Сомова звучала тонко и изящно. Остальные были теми бесценными нотками, без которых не сложиться мелодии. А значит и танцу, который у Баланчина звучит мелодией в движениях танцовщиков.

фото stanmus.ru

Хореография Иржи Килиана в целом и «Восковые крылья» в частности не новы для труппы МАМТ. Несколько лет назад в репертуаре театра был потрясающий вечер балетов чешского хореографа. Сейчас театр возвращается к творчеству Килиана. В прошлом сезоне на сцену вернулась «Маленькая смерть», обрамлённая «Сюитой в белом» Лифаря и «Второй деталью» Форсайта. В этой тройке черед «Восковых крыльев» – постановки, навеянной мифом об Икаре и его попытками научиться летать. Лаконичные декорации, отсылающие к «Пейзажу с падением Икара» Питера Брейгеля: на сцене только перевёрнутое дерево, растущее над головой танцовщиков, и прожектор, вращающийся вокруг него. Но большего и не нужно, ведь хореография Килиана самобытна: сексуальная, тягучая и пронизывающая насквозь. Здесь сюжета не больше, чем в первой постановке вечера, но историю каждый придумает себе сам. Кто-то, основываясь на данной подсказке с Икаром, кто-то, доверясь собственной фантазии. Четыре пары, окружённые темнотой, на фоне всё той же темноты складываются в дуэты, трио, создавая эфемерную дурманящую картинку.

фото stanmus.ru

Хореография Баланчина ожидаема, что нисколько не умаляет её красоты, хореография Килиана на сцене МАМТ известна, а вот хореография и новая постановка Андрея Кайдановского, завершающая вечер, была главной интригой. Кайдановский – молодой, современный и модный хореограф. Его постановка «Чай или кофе?», показанная в рамках проекта МАМТ «Точка пересечения», наделала много шума и получила номинацию на Золотую Маску как лучший спектакль в категории «Современный танец». Андрей не ограничивается только танцем. Он на танец-нитку нанизывает бусины театра и философии. В «Пижамной вечеринке» он решил рассказать о мужчинах и о мальчиках, которые в мужчинах живут всегда. С игрушками они не расстаются никогда, а детские войнушки перерастают в настоящую кровавую бойню. Женский образ один, но назвать его незначительным нельзя. Именно Женщина и только Женщина способна быть тем рычагом, который запускает в жизнь гармонию и спокойствие. Главный герой в исполнении Дениса Дмитриева дурачится с друзьями. Все в пижамах, вокруг матрасы. Но пустяк – и вот конфликт. И его друг (Алексей Любимов) уже не друг, а враг. А мальчики в пижамах вокруг уже не мальчики, а мужчины, на которых военная форма. И они в двух противоборствующих лагерях. Шутки и подтрунивания превратились в агрессию и злость. Подушки скрывают за собой оружие, хлопки – выстрелы. И так всё правдоподобно, что становится не по себе. И страшно от нависшей над сценой гигантской подушки и от красной кнопки, которая может выключить всё вокруг. Но, благо, нажмёт её в конце не Мужчина, а Женщина. А женская рука способна смягчить любую разрушающую силу. И красная кнопка запустит не атомную бомбу, а убаюкивающий ночник, отправляющий ночные фигурки в танец вокруг хрустальной люстры над зрительным залом.

фото stanmus.ru

Компоновка вечера удачна не только в представлении разных стилей танца, но и в гармоничном отображении танцев с различной половой доминантой. «Кончерто барокко» несомненно женский танец, в котором мужчина женскую красоту лишь подчёркивает. «Восковые крылья» являет собой пример равноправия партнёров, пусть мужские партии и значительнее, но без женских вариаций этого танца не будет. «Пижамная вечеринка» – танец мужской, и этого мужского танца много: грубого, агрессивного и эмоционального.

фото stanmus.ru

Возможно когда-нибудь в театре решать воссоздать вечер балетов Иржи Килиана, собрать в один флакон балеты Джорджа Баланчина и скомпоновать «Минус 16» с «Пижамной вечеринкой», чтобы зритель знал, на что идёт, а ярые приверженцы классики не покидали зал, схватившись за сердце при виде матрасов и скидываемой танцовщиками одежды.

Но если Вы не боитесь экспериментов и хотите расширить свои зрительско-танцевальные горизонты, то следующий блок Кончерто барокко-Восковые крылья-Пижамная вечеринка уже в декабре. Стоит поспешить, ведь билетов осталось не так много.

Информация о билетах

Текст Юлия Фокина