Второй «Гамлет» Юрия Бутусова

В рамках Биеннале театрального искусства 2018 в Москву на несколько дней привозили нашумевший спектакль театра им. Ленсовета, «Гамлета» в постановке Юрия Бутусова. По словам поклонников режиссера, это один из самых «небутусовских» спектаклей Юрия Николаевича. Текст Шекспира, хоть и в новом переводе, остался нетронутым, да и характерной работы со светом и звуком, такой привычной для режиссера, здесь не так много. Тем не менее, это, возможно, самый лучший спектакль для первого знакомства зрителя с творчеством Бутусова, занявшего в этом году должность главного режиссера театра имени Евг. Вахтангова.

Это второй «Гамлет» в творческой карьере Юрия Бутусова. Не менее легендарная постановка с Михаилом Трухиным в главной роли шла на сцене МХТ. По словам режиссера, он вернулся в эту пьесу, чтобы снова окунуться в текст Шекспира. Его новый Гамлет – нежный, знающий о жизни куда больше других, поэтому к образу героя потребовался радикальный подход.

Начать стоит с оригинального перевода «Гамлета», выбранного на этот раз Бутусовым. Этот текст Андрея Чернова, написан буквально в пику Пастернаку, но так же, как и его вариант, новый написан не буквально, а несколько по мотивам произведения. Герои Чернова чуть категоричнее, чуть резче, чуть нахальнее, чем могли себе позволить ранее. Даже юная Офелия не так уж проста и невинна – на это немало намеков как у Шекспира и Чернова, так и у Бутусова. Так что же останется несчастному принцу, когда близкие люди лгут, предают и бездействуют?

В новой трактовке Гамлет – девушка. Именно женщины, по мнению Бутусова, мудрее осознают этот мир. Хрупкая красавица Лаура Пицхелаури потрясающе справляется со сложнейшей ролью, о которой мечтает любой актёр-мужчина. Лаура резкая, отчаянная, мечущаяся. Ее Гамлет действительно не знает, быть или не быть. Он запутался как никто другой в пьесе, он надломился. Неслучайно самым счастливым Гамлет выглядит, когда находит призрак своего Йорика, и тот возит его у себя на загривках, как в детстве. Гамлет Лауры вообще нечасто твёрдо стоит на земле – он то на руках своих друзей, то отрывается от пола на высоту мебели, то раскачивается на шаткой палубе корабля. Несмотря на всю свою силу Гамлет Бутусова слаб. Ему нужна помощь.

Эльсинор принимает Гамлета и его болезнь равнодушно. Эльсинор вообще город удивительно хладнокровный. В видении Чернова, именно равнодушие и попустительство – самый страшный грех. Поэтому одним из злых гениев пьесы выходит Горацио, прекрасно осознающий, что происходит вокруг датского принца, но ничего не предпринимающий. И, даже учитывая тот факт, что образ Горацио в постановке Бутусова сильно сокращён, выбор перевода накладывает отпечаток. Здесь герой предстаёт не обаятельным другом Гамлета, а некой молчаливой безликой массой, на глазах у которой, как правило, и творятся самые страшные преступления.

Перед премьерой актёры делились с журналистами, что почти все они пробовали каждую роль в спектакле, совместно с режиссером останавливаясь на той, в которой оказывались более органичны. Этим своим подходом Бутусову, как и всегда, удалось создать удивительный актерский ансамбль. Его Клавдий, Сергей Перегудов, почти не сходит со сцены, будучи в курсе любого слова, произнесённого в замке, как и подобает Королю. Также и его брат в исполнении Виталия Куликова, ставший лишь тенью, с хладнокровным любопытством взирает на безумие, в водовороте которого оказался его сын. Он становится не просто разовым видением, он приносит с собой особый свет, звук, окунает Гамлета в другой мир, да так и не отпускает.

Офелии – их в постановке две, Фёдор Пшеничный и Юстина Вонщик – словно обезумели ещё раньше, слишком уж много свалилось королевского внимания на их хрупкие плечи. Хрупкими они кажутся даже у Фёдора, рослого, спортивного, но такого настоящего в своём безучастном внимании к мольбам Полония и Лаэрта. Эта женщина снова знает о мире гораздо больше.

Сдержанная сценография и яркие, оглушающие музыкальные отрывки создают узнаваемый авторский стиль. Актёры сами собирают себе декорации из пары десятков паркетных досок и сотни пустых бутылок, таким образом становясь участниками происходящего в любой момент времени. Как и их герои, каждый из которых стал соучастником свалившихся на королевство преступлений.

Спектакль начинается с происходящего в современной телефонной реальности разговора двоих мужчин, которые не могут вспомнить, как все же умер Гамлет. Для Бутусова это, как и любая другая мельчайшая деталь постановки, не просто эффектный ход. Концовка поставлена так, что вопрос встаёт по-другому: умер ли вообще Гамлет? Жил ли он? Был ли он правдой или вымыслом воспалённого сознания города, который сожрал сам себя? Маленькая Лаура Пицхелаури со своим огромным мечом будто снова и снова спрашивает, есть ли ее герой или нет. Будет ли он.

А бутылки на сцене тем временем превращаются в реку. Быть может, это и есть Лета, которая ещё не может понять, канут ли в неё герои, отдавая Эльсинор в руки Фортинбраса.

Информация о билетах