READING

Гоголь-центр. Молоко: невероятная история об абсур...

Гоголь-центр. Молоко: невероятная история об абсурде в жизни

Всё началось с пингвинов. Представьте, что вы приходите домой, а ваша вторая половина говорит, что они теперь будут жить с вами. После просмотра спектакля «Молоко» в Гоголь–центре эта история уже не кажется таким сюром, а становится вполне реальной.  Именно с этой абсурдной ситуации начинается спектакль.

Девушка по имени Зоя приходит домой и помимо знакомства с двумя пингвинами, которые теперь будут жить у неё в ванной, узнаёт от своего гражданского мужа Сережи, что ей нужно сменить работу. Ведь кто-то должен кормить пингвинов и ухаживать за ними. И после разговора по душам о судьбах пингвинов жизнь девушки кардинально меняется. Она идет в школу, чтобы устроиться туда работать поваром, а уходит оттуда психологом. Эта новая жизнь открывает главной героине много нового. Она сталкивается с проблемной молодёжью и становится свидетелем первой любви. По ночам ее преследует голос плачущего ребенка, её сердце переполняет тревога и любовь, она хочет всем помочь и с ума сходит от своих внутренних изменений. В результате (сюр номер два) у нее из груди начинает течь молоко, которое обладает волшебными свойствами.

фото: gogolcenter.com

Молоко в пьесе драматурга Елены Мавроматис выступает как символ возрождения и некой духовной трансформации. И оно возникает в спектакле не один раз. Не менее символичен образ женщины в черном, которая появляется внезапно на сцене и распускает зеленые нити, подобные нитям судьбы.

Постановка Дениса Азарова – это концентрированное  действие, словно калейдоскоп, вбирающее в себя различные сюжетные линии. Здесь и история затюканной девочки-подростка, которая живет с отцом в однушке, и ночные приключения двух парней-зацеперов из школы, где работает Зоя, и семейные проблемы директрисы школы, и врачи- эксгибиционисты в нехорошем лесу, приобщающие людей к прекрасному. И Зоя оказывается связующей нитью между этими казалось бы раздробленными историями.

Место действия постоянно меняется, и зритель переносится из квартиры Зои в нехороший лес или в кабинет школы, или в квартиру, где живет девочка Таня со своим отцом. А потом вдруг оказывается на вокзале и чувствует ветер от несущегося в темноте поезда. Режиссер мастерски работает с пространством, не перегружая сцену, напротив максимально освобождая ее. Сценография спектакля вполне аскетична: шесть дверей, ванна, пару стульев и школьная доска. Денис Азаров находит свой ключ к освоению пьесы и отдает одному из персонажей (парню-зацеперу) роль комментатора происходящего. Он озвучивает перемещения в пространстве и времени и расставляет акценты в пьесе. Режиссёр активизирует воображение зрителя посредством звуковых, световых и игровых средств, передавая все необходимые образы.

фото: gogolcenter.com

По ходу развития действия возникает ощущение, что в реальной жизни абсурда не меньше. Всё переворачивается с ног на голову. И история с пингвинами кажется сущим пустяком. Так возлюбленный Зои не слышит ее, но при этом обращается к ней с пространной речью о счастье и соучастии. Директриса берет Зою на работу психологом, так как та прочла книги любимого ей Максвелла. А после курса осознанной жизни к мужу директрисы пришла осознанность, что его жена толстая и должна стать вегетарианкой, при этом варить борщ и медитировать над собой. Не менее странным оказывается и отец девочки Тани, который оберегая дочь, доводит свою опеку до крайности, имитируя пожарные тревоги среди ночи. Чудаковатости усиливаются тем, что все разговоры какие-то неловкие, а актеры почти не смотрят друг на друга. И этот режиссерский приём лишь повышает градус абсурдности.

Несмотря на трагичную концовку, после спектакля остается все же послевкусие прекрасного. Молоко – это символ. Абсурд – это прием. Главное – это люди и их отношения. Для меня это история о том, как человек может помочь другому, отдать частичку себя и сделать этот мир лучше. Ведь прекрасные вещи – самые простые.

Информация о билетах

Текст Татьяна Панкова