READING

«Проза» в Электротеатре Станиславский...

«Проза» в Электротеатре Станиславский

На сцене Электротеатра поселилось и уже хорошо прижилось очередное чудо – спектакль-опера-комикс под названием «Проза». Владимир Раннев впервые выступил не только в качестве композитора, но и в роли автора идеи и режиссера. Почему «Проза»? Это название можно понимать буквально – в основе лежат два текста: повесть Антона Чехова «Степь» и рассказ советского писателя Юрия Мамлеева «Жених». Если смотреть глубже, проза есть “будничное, повседневное в жизни”, нечто обыденное и неприметное, но все же оказывающее влияние на нашу жизнь.

У Раннева эти произведения очень тесно связаны и идейно пересекаются. Чеховский Егорушка и Мамлеевский Ваня – это один и тот же человек, который сначала соприкоснулся с миром девственной природы, оторвавшись от матери, а потом познал реальный злой и беспощадный мир и стал еще беспощаднее и злее.

 “С самого начала работы мне казалось, что текст Мамлеева может проявить себя сильнее, если он будет окружен создающим напряжение контекстом. В определенный момент я вспомнил про повесть «Степь» c характерным для Чехова образом маленького человечка, которого отрывают от матери, от утробы деревенского дома,— он уезжает в город и постепенно отрывается от привычной среды обитания и жизни в ней. Чеховский Егорушка и мамлеевский Ваня для меня один персонаж — просто в «Прозе» мы наблюдаем за тем, что с ним сделала жизнь.” из интервью “Коммерсанту”

Если описать одним словом все, что происходит на сцене – это определенно будет наречие “сложно”. Два произведения идут в параллели, т.е. совершенно одновременно, что некомфортно для восприятия. Из “Степи” автор выбрал самые медитативные и бессобытийные моменты – фрагменты описания русской природы и ощущений Егорушки. Их пропевают а капелла 11 голосов. Ансамбль N’Caged и неакадемический хор Электротеатра проделали колоссальную работу, потому что сам по себе этот авангардный материал крайне сложен, т.к. состоит из безумного количества нот и смен интонаций.

Следить за чеховским текстом практически не удается, для этого следовало бы отключить полностью зрительное восприятие, которое направлено к сцене и мамлеевской фабуле.

Рассказ «Жених» — стремительно развивающаяся история о том, как родители убитой девочки Надюши усыновили ее убийцу, сироту Ванюшу и поселили его в свой сумасшедший мир, и, как говорит Раннев, “он становится уязвимым перед этим злом, точнее — перед манипуляциями, которые, как правило, являются продуктом зла”.

Вообще жанр прозы Мамлеева – это безысходный метафизический реализм, мрачный и аллегоричный.

“Вспомните сказки многих народов – они на самом деле символически изображают странствия человека по загробному миру. Я же взял не форму сказок и легенд, а форму традиционной прозы. Это символическое и метафорическое путешествие по аду” Юрий Мамлеев

Сложно представить более удачную форму для этого рассказа, чем комикс в стиле советского концептуализма, который создала гениальная художница Марина Алексеева. Текст Мамлеева зритель не слушает, а читает. Действие, а точнее быстрая смена картин происходит на полупрозрачном зеркальном экране, отделяющем сцену Электротеатра от зрительного зала. За счет этой прозрачности реальность выглядит объемной и в какие-то моменты кажется, что актеры, вписанные в картинку, – нереальны и являются лишь проекциями.

Подушки, наклеенные на стену за тремя слоями экранов, напоминают, что видимое – сон, который герои предпочитают реальности. Ведь только во сне возможно, чтобы матери советовали прочистить желудок, когда она только что потеряла дочь, а семнадцатилетний брат покойной «так любил играть в футбол, что не понимал различия между смертью и забитым голом».

“Мы живем в лучшем из миров”,– в финале заключает убивец-жених. И это, на самом деле, очень жуткий мир.

На этот спектакль определенно стоит идти за очень качественным и новым для российской сцены театральным опытом, а также за переосмыслением проблем русского социума, актуальных столетиями и по сей день.

Информация о билетах

текст Анастасия Киндаева