Персонажи современных драматических постановок едва ли не в половине случаев встречают зрителей выбеленными лицами-масками. Не стал в этом плане исключением спектакль «Перед заходом солнца» в Электротеатре «Станиславский» по одноименному роману немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии Герхарта Гауптмана. В центре повествования история жизни состоятельного и уважаемого всеми немецкого семейства Клаузенов, глава которого – добропорядочный тайный советник Маттиус Клаузен (Владимир Коренев), вдовец,- на склоне лет увлекся молодой девушкой Инкен Петерс. Узнав о щедрых подарках, которые отец преподносит девушке, и о его намерении жениться на ней, дети Маттиуса – старший сын Вольфганг с женой, дочь Оттилия с мужем, младший сын Эгмонт и незамужняя Беттина – приходят в ярость и ради отстаивания собственных материальных интересов начинают судебную тяжбу о признании отца невменяемым.
Создатели спектакля – режиссер Владимир Космачевский и художник-постановщик Юрий Хариков – поместили белолицых героев-призраков в такую же призрачную обстановку, заполненную разрухой, тленом и пеплом: иллюзия счастливой жизни разбита, все ценное и дорогое погребено в прошлом, все надежды забыты за обидами, негодованием и взаимными упреками. Пространство сцены приближено к зрителям настолько, что видны корешки и страницы сожженных книг, покрытых пеплом, виден рисунок на абажурах упавшей люстры, протектор шин велосипеда, на котором как на парад въезжает Эгмонт.
В спектакле использованы три ключевых цвета: черный – вся сцена похожа на огромную черную испепеленную пропасть или на мрачный замок, в котором обитают призраки, с кучами черно-серых книг, черным диваном, скамьями, столами; все оттенки серого – для одежды героев и некоторых предметов интерьера в доме Клаузенов; белый – для лиц и париков; четвертый – красный свет – иногда выхватывает на сцене героя или пространство вокруг него, сигнализируя: вот тут кто-то говорит и, вероятно, кто-то живет и чувствует!
Символично, что при первом появлении на сцене Маттиуса Клаузена его осыпает ворохом красных лепестков: вот он, сильный духом, живой, любящий. В движениях остальных героев, за исключением, пожалуй, только давнего друга Маттиуса – господина Гейгера, который чуть ли не единственный из всего окружения предполагает у Клаузена право свободного выбора в его собственной жизни, – нет ничего лишнего: все их действия и слова отточены, они укрощают любые эмоции, а некоторые из них и вовсе двигаются по заранее намеченной траектории, без отклонений, как, например, младший сын советника Эгмонт; все герои носят очки, даже общаясь друг с другом, герои не смотрят друг на друга и не видят ни лица, ни глаз собеседника. На какие эмоции, какую любовь к ближнему, какое сострадание и участия могут быть способны такие люди?
Отдельные реплики, монологи и целые эпизоды спектакля представлены в виде аудиозаписи, щедро приправленной скрежетом, помехами, посторонними звуками и повторами. Этот звукоряд воспроизводится под неспешное действие на сцене, где в мрачной обстановке, с едва пробивающимся светом, двигаются герои-манекены, герои-монстры: например, эпизод, в котором Фрау Петерс, мать юной Инкен, выкатывает детскую коляску и медленно проходит по большому кругу, а в это время мы слышим трагическую историю гибели ее мужа, которую она скрывает от дочери. Свет, цвет, звук и кино-проекции на задней стене дома Клаузенов являются полноценными участниками спектакля, они дополняют и усиливают мрачную картину безжизненности и разрухи в семействе, как и во всей предвоенной Германии (а точнее говоря, Германии в период короткой передышки между мировыми войнами, поскольку роман написан в 1932 году, а создатели спектакля воссоздали дух эпохи, зародившейся еще в конце 19 века).
Самым полнокровным и пышущим жизнью в этом пространстве является Маттиус Клаузен – в свои 70 лет он хочет быть счастливым, хочет любить, чувствовать, и – не боясь своего желания, – готов противостоять каждому несогласному. Дети Маттиуса не хотят ни мириться с увлеченностью отца, ни впускать чужих в семью и дом, ни делить имущество и наследство с кем бы то ни было. Не принимая девушку в своем обществе, они тем самым оскорбляют отца, который отказывается от них.
Создатели спектакля, вслед за автором пьесы, писателем-гуманистом Гауптманом, исследуют материю счастья и трагедии личности, ищут ответы на вопросы: в какой момент человек становится человеком или сворачивает на путь призрачного существования, по какой причине некоторые люди становятся монстрами, ломают жизнь и судьбу других людей – пусть даже из лучших, как им кажется, побуждений, кто виноват в крахе отношений, семьи, эпохи и всей Германии в целом? Почему семейство как метафора общества, государства, нации, – присваивает себе право решать за личность, заведомо зная, как ей якобы лучше? Почему кто-то самовольно распоряжается чувствами и судьбой людей, намного более достойных, чем он? До какой меры человек обязан следовать морали, навязанной обществом и что является мерилом надлежащего поведения?
Истерзанный предательством и расчетливостью родных и близких, которых он считал до этого происшествия своей опорой, Маттиус становится безразличным и к жизни, и к возлюбленной Инкен Петерс, и, не видя смысла в дальнейшем существовании, желая скорейшего «захода солнца», он выпивает яд.
Никто не стал в семье счастливее от смерти своенравного отца, но Клаузены погрузились в спокойствие за свою репутацию и сохранность имущества. На сцену выкатывается тележка с памятником большому семейству: нет Маттиуса, его семья разрушена, дни спокойной мирной жизни Германии сочтены.
Текст Алена Азаренко
Что получится, если взять пьесу нобелевского лауреата, собрать в одном спектакле двух заслуженных и одного народного артиста, придумать необычное пространство, выдержать трехцветную гамму и дать зрителям 3 часа 30 минут и 2 антракта для погружения в мир театра? Получится спектакль, который, я почти уверена, вы не забудете еще очень долго.
Итак, Электротеатр Станиславский, спектакль «Перед заходом солнца».
На самом деле, это мой первый визит в Элеткротеатр. Я часто открывала и закрывала сайт, не понимая, что меня может заинтересовать. Пока летом мне не посоветовали обратить внимание на этот спектакль.
Кажущийся простым сюжет – солидный мужчина 70 лет, тайный советник, вдовец, отец уже взрослых 4-х детей, влюбляется в 18-летнюю девушку, племянницу своего садовника. Действие происходит в Германии в начале 20 века. И первые 10 минут мне очень хотелось, чтобы все действие шло на немецком языке. Наверное, это было бы еще сильнее. Но немецкая речь прозвучала, но только в финале.
Сама пьеса может напомнить пьесу Шекспира «Король Лир», только перенесенную на несколько столетий вперед. Не спешите пролистывать отзыв! На мой взгляд, тут важен не только сюжет, но и эстетика, с которой поставлен спектакль. Удивительное по воздействию пространство, выдержанное в черном цвете. Ощущение, что перед вами большой дом, населенный призраками, дом, переживший пожар не только реальный, но и душевный. Пожар выжег все добрые и семейные чувства. Актеры похожи на шахматные фигуры. Их черно-белый грим усиливает эффект. Они двигаются, как пешки, а говорят, словно механические куклы. Из всего набора персонажей только два главных героя кажутся, живущими на светлой стороне Луны. Только им хочется сопереживать, как будто только они остались людьми.
Обратите внимание на звуковое сопровождение. Он пронизывает пространство и проходят через зрителей. Там нет музыки. В хаотическом наборе звуков будет и звук настраиваемого радио, и скрежет металла. Все то, что может раздражать слух, но не ласкать его. У меня возникло ощущение, что за кулисами прячется целая команда, которая создает звуковой ряд. Однако на поклоны они не вышли. Свет чаще всего приобретает красный оттенок и придает зловещий вид всем предметам и героям на сцене. Это тот самый третий цвет, который есть в спектакле.
Иногда кажется, что ты в театре абсурда (кто-то в антракте даже вспомнил Кафку). Действие так затягивает и так манит, что хочется смотреть без антрактов. Кстати, не пугайтесь заявленных 3 часов 30 минут. По факту каждое действие идет меньше часа. А перерывы длятся больше 15 минут, за которые происходят метаморфозы на сцене, а у зрителей есть шанс сходить в буфет или купить редкие издания в книжном магазине.
Спектакль не может не понравится. Если бы в такой эстетике ставили фильм ужасов, то бессонная ночь была бы обеспечена. Но сюжет спектакля все же носит вполне реалистичный характер и только сила вашего воображения может заставить сердце биться чаще.
Если вы ждете счастливый конец, то сделайте, как я, – прочитайте в краткое содержание пьесы, что позволит сосредоточиться на визуальных эффектах и на актерской игре, а не следить за сюжетом. Можно пойти еще дальше и прочитать про пьесу и автора. Например, что в конце 19 века он написал первую пьесу под названием «Перед восходом солнца», а в 1931 году – «Перед заходом солнца». Не трудно понять, что автор указывал в названии на свое отношение к истории Германии в то время. Можно даже найти в сети старую запись Малого театра 1974 года. Но я решила этого не делать и не пытаться сравнить постановки или актеров, не хотела бы нарушать магию, которая осталась после спектакля. У меня осталось чувство, как будто я посмотрела артхаусное кино, которое снимали прямо здесь и сейчас.
И в финале немного полезной информации. Спектаклю уже два года, а многие даже очень активные театральные зрители его не видели, главную роль играет Владимир Коренев (да-да, тот самый, которого все помнят по «Человеку-амфибии»). Рекомендую, конечно, брать места поближе к сцене и насладиться сполна!
Текст Екатерина Карабач
NO COMMENT