READING

«Кроткая» БДТ: история нелюбви с печальным концом...

«Кроткая» БДТ: история нелюбви с печальным концом

«“Люди, любите друг друга” кто это сказал? чей это завет? Стучит маятник бесчувственно, противно. Два часа ночи. Ботиночки её стоят у кровати, точно ждут её… Нет, серьёзно, когда её завтра унесут, что ж я буду?»

На этой неделе в Москве заканчивается камерный международный фестиваль SOLO, традиционно проходящий на сцене Театрального Центра на Страстном бульваре, уникальный в том, что демонстрирует только лишь моноспектакли. Одной из наиболее любопытных постановок этого сезона стала «Кроткая», привезенная из БДТ им. Товстоногова, премьера которой состоялась в марте этого года.

«Кроткая» – поздняя повесть Федора Достоевского, написанная в форме монолога – идеальное произведение для одиночного повествования. Как писал Гроссман, в «Кроткой» предстает «едва ли не лучший образец внутреннего монолога во всем творчестве Достоевского». Это короткий, но очень глубокий и сложный философский материал, много раз использованный режиссерами театра и кино. В основе новеллы лежит история взаимоотношений двух людей – немолодого и познавшего жизнь ростовщика и юной сироты, которая в силу обстоятельств вышла за него замуж. История крайне печальна и мрачна, ведь речь идет о глубоко несчастных людях, которыми движет все, что угодно, только не любовь.

Автор инсценировки, режиссер и исполнитель главной роли – народный артист России и Украины Валерий Ивченко. Человек с колоссальной физической, моральной, и самое главное – жизненной подготовкой. На протяжении 3х часов 78-летний актер ни на толику не отходит от текста и держит зрительный зал в полнейшем напряжении. Иногда кажется, что монолог переходит в форму диалога, настолько “осознанно” и “пережито” каждое предложение, каждое слово. На встрече с актером в фойе после спектакля (приятная фестивальная традиция), это ощущение подтвердилось: “Достоевский обращает нас внутрь себя… Все проблемы, все вопросы на сцене должны волновать актера в обычной жизни”.

«Я есмь часть той части целого, которая хочет делать зло, а творит добро..»

Эта «Кроткая» – яркий пример мощного классического театра. Честного, бескомпромиссного, западающего в душу.  Главный герой проходит путь от гордого, желающего любви и уважения палача до познавшего великое горе абсолютно одинокого человека. Этот контраст ролей очень хорошо передают костюмы, декорации и короткие видео между частями. На сцене перед нами мечется человек в одном лишь исподнем и босиком, оголенный душой и телом. На ретроспективных записях между главами  – статный, строгий господин с проницательным взглядом, в сюртуке, застегнутым на все пуговицы.

Декорации нарочито просты – железный остов кровати, туфельки покойной да образ Богородицы под потолком. Властелин действия  – это конечно же текст, а самая главная декорация – это трагедия, висящая в воздухе. Это очень понимает автор и исполнитель спектакля – столь деликатно и органично вписаны в общую фабулу все декоративные элементы.

Этот спектакль нужно непременно смотреть и переживать всем. Всем ищущим, страждущим, не перестающим разбираться в жизни и в отношениях людям. Уж очень интимно и правдиво передана здесь история одной человеческой души, история нелюбви с печальным концом.

Информация о билетах

Текст Анастасия Киндаева