READING

«Жестяной барабан». Оберег от взросления: 94 санти...

«Жестяной барабан». Оберег от взросления: 94 сантиметра – и больше не расти!

В первый день проведения международного фестиваля моноспектаклей Solo в Театральном центре «На Страстном» московской публике был представлен «Жестяной барабан» в постановке легендарного Berliner Ensemble (Берлинер ансамбль). Спектакль по одноименному роману Гюнтера Грасса – одного из выдающихся немецких писателей ХХ века, лауреата Нобелевской премии – представляет собой рассказ от лица маленького мальчика, Оскара Мацерата, живущего в эпоху зарождения и расцвета нацистской Германии, который в возрасте трех лет принял решение больше не расти (физически) в знак протеста против грубой, абсурдной жизни взрослых, наполненной пороками, глупостями, сложностями и скукой.

DIE BLECHTROMMEL
Regie: Oliver Reese
Nico Holonics
Foto: Birgit Hupfeld

Маленький Оскар невзлюбил жизнь еще до рождения, и чтобы хоть как-то примириться с ней, он не расстается с подаренным ему на трехлетие барабаном – подарком, о котором он услышал от родителей еще в утробе матери. Сокровище с красными и белыми лаковыми зубцами, на котором мальчик выбивает, вычеканивает, выстукивает ритмы на любой лад, всегда везде и по любому поводу, – его орудие, его утешение, его талисман, оправдание безответственности, символ его борьбы, его протеста против жестокого мира. Чтобы иметь полноценное основание играть всю жизнь роль маленького беззащитного мальчика, Оскар принимает решение упасть с лестницы (с точно выверенной высоты и выбранной ступеньки – для убедительности травмы и ее последствий, но не чрезмерно болезненно для себя и ни в коем случае не допустить повреждений барабана), ведущей в погреб, чтобы в результате полученного увечья остановить свой рост на отметке 94 сантиметра. Довершает образ маленького тирана и лицемера, живущего по собственным правилам в придуманном мирке, внезапно обнаруженный и постоянно совершенствуемый талант разбивать стеклянные предметы пронзительным криком.

Режиссер спектакля Оливер Резе основательно сократил текст почти семисотстраничного романа, по которому можно изучать не только историю Германии в отдельные периоды, но и, пожалуй, ее географию (в особенности, Кашубской земли, где родился и маленький Оскар, и сам Гюнтер Грасс), и представил зрителю в камерной обстановке историю немецкого нацизма в зарисовках и детских воспоминаниях, практически дневник маленького бунтаря эпохи диктатуры НСДАП.

Главный и единственный герой сцены в этот вечер – неподражаемый Нико Холоникс, молодой актер Берлинер ансамбль, лауреат различных национальных театральных премий Германии. Его герой – в рубашке, серо-голубом жакете и укороченных штанах на лямках, гольфах, ботинках, с усердно зачесываемые набок русыми волосами – по детской моде Германии той эпохи – с первых минут очаровывает зрителей и захватывает всё их внимание. Филигранная прорисовка каждого образа (а их в постановке наберется более двух десятков – от главных до второстепенных и вскользь упоминаемых), искусное владение интонациями и оттенками голоса, мастерство пантомимы, пластика, звукоподражание – все это дается Холониксу с легкостью, озорством, играючи, и действие наполняется диалогами, беседами, хоровым пением, строевым маршем, рыбалкой, погоней, расстрелом, сценами соблазнения, эпизодами из школьного класса – в исполнении одного актера. Холоникс незаметно, иногда вовсе без пауз, перемещается от роли к роли, от героя к герою, притягивает, располагает и отталкивает, смешит забавными выражениями и колкими замечаниями, пугает холодной расчетливостью и абсурдностью поступков, оборачиваясь – при помощи голоса, жестов и гримас, – то соблазненной девушкой, то русским солдатом, то умирающей матерью, то продавцом игрушек, буквально на одном дыхании проживая диалог, а то и сцену.

Любимое занятие Оскара – игра на барабане. Он не расстается с ним как с оберегом от взросления, как с талисманом на удачу, он барабанит и кричит, разрушая предметы вокруг и жизни окружающих. Барабанная дробь и манипулирование – это даже не увлечение, не страсть, это образ жизни Оскара. По собственной воле он упал с лестницы, но обставил случай как вину и неосмотрительность отца – Альфреда Мацерата, по его вине он умер, подавившись подкинутой Оскаром «колючей конфеткой» значка национал-социалистической партии в конце войны, не без его вины умер его предполагаемый отец Ян Бронски. Вина осознаваемая, но не принимаемая на свой счет. Вина, которую Оскар не готов признать – как символ вины Германии в злодеяниях, сотворенных в 30-40е годы прошлого века; остановивший свой рост мальчик – как страна под гнетом нацизма и военных потрясений; похороны барабана – как поворот к освободительному поражению, готовность к взрослению. Роман Гюнтера Грасса наполнен аллегориями и пропитан чувством вины и раскаяния – так же как действие в исполнении Холоникса пронизано ощущением утраты, одиночества и сиротливости, горечи поражения, непризнания, несправедливости, неудовлетворенности от происходящего.

Эти ощущения усугубляет и сгущает сценография спектакля. Черное пространство, пол покрыт не то сухой пыльной землей, не то мелкими опилками, из декораций – только исполинский, словно позаимствованный у великана, стул (рядом с которым так мал и беззащитен Оскар, вынужденный прилагать тройные усилий, чтобы вскарабкаться на него) и чашка – в левой половине сцены, в справой – отверстие в полу: дверь в погреб, укрытие, место для побега, могила… Лишь на короткое мгновение Оскар отодвигает черные кулисы в глубине сцены и представляет зрителям огромную стену, целый красно-белый лаковый закат, выстроенный из бесчисленного множества барабанов – таких же, как у мальчика в руках. Оскар замирает, смотрит, и скрывает блестящие под светом ламп сокровища, словно это был сон или видение наяву.

С намеренного падения в пропасть начинается история остановившегося роста Оскара в детстве, и решительным захоронением в этой пропасти жестяного барабана в конце войны – эта история заканчивается. Ответив на свои взрослые вопросы честно, приняв, возможно, первое взрослое ответственное решение, не будучи, наконец, движимым эгоизмом, – Оскар расстается с барабаном и … начинает расти.

Текст Алена Азаренко