READING

СЕРЕЖА в МХТ: «Где кончается любовь, там начинаетс...

СЕРЕЖА в МХТ: «Где кончается любовь, там начинается ненависть»

«Где кончается любовь, там начинается ненависть»

Это не я придумала, это Дмитрий Крымов говорит со зрителем, пытаясь по-своему интерпретировать, наверное, самый экранизируемый роман Льва Николаевича Толстого.


Надо сразу оговориться, что Толстого в спектакле практически нет, разве что канва и фамилии главных героев. В новой работе Крымова «Сережа», как видно по названию, главным персонажем выступает сын Анны и Каренина, ребенок, забытый матерью, терзаемой страстями и любовями.

Если вы были ранее знакомы с творчеством режиссера, то его трактовка Толстого вас не удивит. Слова здесь выступают фоном и придется проделать сложную работу, чтобы разгадать ребусы автора. Хотя на десятой минуте просмотра я бросила это бесполезное занятие. Например, Каренин, которого виртуозно играет Анатолий Белый, починяет сломанный Анной светильник, а потом упрекает ее в эгоизме и наплевательстве. Вронский (Виктор Хориняк) еще сам не оторвался от собственной маменьки и предстает в образе незрелого мальчика, не способного в полной мере взвалить на себя ответственность за чужую жизнь. А вот Анна, в исполнении любимицы Крымова Марии Смольниковой, выглядит странно нелепо. Она падает, поднимается, просит зрителей ее отряхнуть, одним словом, предстает, скорее, в роли грустного клоуна (а уж ее рассказ о том, как она вышивает разноцветные трусы мужа, звучит и вовсе абсурдно).

Но у Крымова все так: утопить трагедию в фарсе. Поэтому чемоданы стреляют лифчиками, Анна щеголяет в платье на три размера больше, а потом и вовсе устраивает замыкание и свет гаснет во всем театре.
Сережа выступает в спектакле разменной монетой, причиной, по которой Анна не может быть счастлива в новых отношениях. Она мечется, рефлексирует, изводя всех участников действа. Вместо мальчика на сцене марионетка, управляемая тремя кукловодами. И это зрелище особого масштаба и свойства.

Возможно, я очень соскучилась по новым ролям Анатолия Белого в театре или зачахла от просмотра невнятных и скучных пьес, но премьера в МХТ вернула меня к жизни. Хотя вопрос о свободе выбора так и остался без ответа!

Информация о билетах

Текст Ирина Даниленко

фото Екатерины Цветковой