READING

Авторские работы режиссера Кирилла Серебренникова:...

Авторские работы режиссера Кирилла Серебренникова: что смотреть

Пока один из самых заметных театральных режиссеров находится под домашним арестом, его постановки продолжают пользоваться успехом у зрителей. В числе работ Кирилла Серебренникова не только драматические спектакли, но так же балет и опера. Единит его работы актуальное прочтение классики, смелость ее преподнесения и эффектное обрамление. Его спектакли идут на ведущих площадках Москвы, получают признание на гастролях за рубежом. В данном обзоре представлен полный список московских работ режиссера текущего репертуара.

фото: Григорий Собченко

 

«Сон в летнюю ночь» / Гоголь-центр

фото: gogolcenter.com

Тот самый спектакль, которого якобы не было, по версии следствия. Но он существует, и дважды в год – зимой и летом – появляется в репертуаре театра. Тексты комедии Шекспира помещены в современную действительность в уста школьников, рабочих, медиа-элиты и сильных мира сего. Спектакль идет в трех пространствах Гоголь-центра. Зритель, ведомый лесными духами, совершает экскурсию по реалиям разных социальных слоев общества.

 

«Мертвые души» / Гоголь-центр

Изначально это спектакль был поставлен в латвийском театре, и лишь спустя четыре года обрел русскую версию. В одну коробку ДСП Кирилл Серебренников поместил собирательные образы русского народа. И в этот русский колорит врывается иностранный дух в лице Чичикова с намерением всех перехитрить. Да не тут-то было. Режиссер делает проекцию на “Игроков” Гоголя, тем самым побуждая зрителей напряженно наблюдать, кто кого перехитрит. “Русь, чего ты хочешь от меня?” – вопрошают в финале все персонажи, которых в этом спектакле играет только мужской состав труппы.

 

«Ахматова. Поэма без героя» Гоголь-центр

фото: gogolcenter.com

Совместная режиссерская работа Кирилла Серебренникова и Аллы Демидовой в рамках проекта “Звезда”. Поэтический моноспектакль Аллы Демидовой по поэме Анны Ахматовой отражает культурный пласт канувшей в лету эпохи. Постановка собрана из фрагментов “Поэмы без героя”, “Реквиема” и книги Аллы Демидовой “Ахматовские зеркала”. Спектакль обретает целостность за счет музыкального и мультимедийного обрамления, а также глубокого внутреннего проживания материала Аллой Сергеевной.

 

«Идиоты» Гоголь-центр

фото: gogolcenter.com

“Возвращенец” этого сезона на сцену Гоголь-центра в новой редакции под новые жизненные обстоятельства. В основе этого спектакля лежит фильм Ларса фон Триера, только действие перенесено в современную Москву. Реплики героев жесткие и обличительные, но метафоричные, что побуждает зрителя мыслить ассоциативно. А кто же идиоты на самом деле? – настойчиво призывают размышлять артисты на протяжении двух с половиной часов.

 

«Обыкновенная история» Гоголь-центр

фото: gogolcenter.com

Спектакль о Москве, с ее соблазнами и преградами, с ее возможностями и их отсутствием. О Москве вне России, с ее отдельными правилами и понятием субординации. Главный герой как многие и многие отправляется в столицу в поисках лучшей жизни и сталкивается с ее жесткостью и препонами. Эта постановка находит живой отклик в душе “понаехавших”.

 

«Маленькие трагедии» Гоголь-центр

фото: gogolcenter.com

В основе постановки четыре пьесы Пушкина: “Моцарт и Сальери”, “Скупой рыцарь”, “Каменный гость” и “Пир во время чумы”, помещенные в современные реалии. Этот спектакль увидел свет уже после ареста режиссера. Финальные титры звучат как предчувствие, а сама работа выглядит предупреждением: четвертая часть – вот таким будет театр, если связывать режиссерам крылья.

 

«Машина Мюллер» Гоголь-центр

фото: gogolcenter.com

Кирилл Серебренников знакомит российского зрителя с творчеством немецкого драматурга Хайнера Мюллера. Спектакль строится на пьесах “Гамлет-машина” и “Квартет”, а также письмах и дневниковых записях. В главных ролях звездный состав: Константин Богомолов, Сати Спивакова и Александр Горчилин. Данная работа – это гармония наготы душевной и телесной, литературной прямолинейности и музыкальной красоты.

 

«Кому на Руси жить хорошо» Гоголь-центр

фото: gogolcenter.com

Постановка состоит из трех частей, каждая из которых отдельный самодостаточный спектакль. В этой работе Кирилл Семенович указывает на неискоренимость проблем Руси-матушки из века в век, акцентирует культурные стереотипы и находит актуальное выражение текстам Некрасова. Этот спектакль одновременно зрителя развлекает и побуждает задуматься о собственном счастье. А в антракте заготовлен особый сюрприз.

 

«Кафка» Гоголь-центр

Драматург Валерий Печейкин написал пьесу к этому спектаклю с большим пиететом к Францу Кафке, а режиссер соткал из этого материала тонкое литературное кружево. В зависимости от степени знакомства с творчеством автора, каждый зритель увидит свой спектакль. В центре действа журналист Отто Пик, который подробно рассказывает историю жизни и творческого пути Кафки. А сам главный герой в спектакле молчит, ведь записей с его голосом не сохранилось.

 

«(М)ученик» Гоголь-центр

фото: gogolcenter.com

Инсценировка Кирилла Серебренникова пьесы немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Основная тема спектакля – религиозная одержимость, доведенная до безумия и изводящая окружающих. Режиссер демонстрирует, что происходит, когда религия становится манипуляцией, терроризмом, острой нетерпимостью и пропуском к вседозволенности. Спустя два года после премьеры спектакля, Кирилл Семенович экранизировал эту работу.

 

«Метаморфозы» Гоголь-центр

фото: gogolcenter.com

Не часто в репертуаре Гоголь-центра появляется этот спектакль. Совместная постановка Кирилла Серебренникова с французским режиссером Давидом Бобэ. Тексты Овидия звучат на фоне свалки обгоревших автомобилей мегаполиса. Все ужасы мифов древнеримского поэта сочетаются с современной жизнью посредством пластики, музыки и видеоинсталляций.

 

«Лес» МХТ

фото: Е. Цыеткова

Классическая постановка классической пьесы Островского. Однако в умелых руках и с ярким актерским составом это произведение приобретает живость и актуальное звучание. Юмор с отсылкой на современные реалии вызывает бурную реакцию зала. Спектакль о цене денег, любви и свободы, о непростом выборе между положением в обществе и призванием.

 

«Зойкина квартира» МХТ

Яркая, необычная музыкальная комедия, совершенно не похожая на другие – остросоциальные – постановки Кирилла Семеновича. Главной изюминкой спектакля является сценография и видеоинсталляции, позволяющие соединять в пространстве сцены несколько игровых пространств. Высоко профессиональный актерский состав и необычные решения спектакля превращают эту постановку в незабываемый перформанс.

 

«Человек-подушка (The Pillowman)» МХТ

фото: Н. Симонов

Аншлаговый спектакль малой сцены, билеты на который ежемесячно разлетаются спустя пару часов после старта продаж. Год постановки – 2007. Спектакль по пьесе Мартина МакДонаха не оставит равнодушным поклонников творчества Тарантино и Хичкока, равно как и любого другого зрителя. Этот остропсихологический детектив держит зал в напряжении и надежде до самой последней сцены.

 

«Чаадкий» Геликон-опера

фото: helikon.ru

Спектакль лауреат “Золотой маски” в номинации “Опера/Работа режиссера”. Бессмертная комедия “Горе от ума” переносится в наши дни в обрамлении современной музыки и смелой режиссуры. Эта опера является наглядной иллюстрацией сегодняшнего московского мира, разделенного пропастью на богатых и бедных, и господин Чаадский заставляет об этом задуматься.

 

«Герой нашего времени» Большой театр

фото: Д. Юсупов

От Кирилла Серебренникова можно ожидать любых смелых ходов в спектаклях, поэтому классическая постановка по книжке вызывает удивление. В этом балете не преломляются тексты классика под современную проблематику. Однако особенностью работы являются три совершенно разные действия. Первое представляет собой классический балет в чистом виде, второе строится на стыке балета с контемпом, а третье больше напоминает драматический спектакль. И в каждой части свой Печорин.

 

«Нуреев» Большой театр

фото: Д. Юсупов

Балет, которого могло не быть. Балет, собравший четыре награды Benois de la Danse 2018 (балетного Оскара). История судьбы известного танцовщика Рудольфа Нуреева, скандально покинувшего СССР и получившего мировое признание. Балет начинается с аукциона. За каждым лотом своя история. У каждого знавшего Нуреева человека свое воспоминание. В балете три состава заглавной партии, и это три совершенно разных Нуреева, три стороны многогранной личности. Желающим объять необъятное стоит увидеть все три вариации.

 

Текст Мария Куликовская