READING

«Падмини»: музыкальная легенда Индии о любви и до...

«Падмини»: музыкальная легенда Индии о любви и доблести

Зал «Глобус» Школы драматического искусства превращается в древний индийский город Читтор, и звонкий шепот «Пад-ми-ни», шелестящий и отражающийся в воздухе, окутывает зрителей и провозглашает начало одноименного музыкального спектакля по мотивам индийского эпоса. 

В основу постановки положена легенда о прекрасной царице Падмини (Падмавати), красота которой была столь невероятна и пленительна, что, прослышав о ней, делийский султан Алауддин прибыл в Читтор со своим войском, чтобы лично увидеть правительницу и заполучить ее в свой гарем. Хитростью и коварством Алауддин победил в нечестном бою мужа Падмини, славного и доблестного короля раджпутов Ратана Сингха, чтобы таким образом заманить царицу к себе и увидеть ее лицо. Но Падмини была не только исключительно красивой, она отличалась отвагой и находчивостью. Хитростью она освободила горячо любимого мужа из заключения султана. Разозлившись на подобную дерзость, обманутый и оскорбленный Алауддин развязал войну с раджпутами и устроил долгую изнуряющую осаду Читтора. Наконец, видя значительное численное превосходство сил противника, король Ратан Сингх приказал своим воинам открыть ворота города и бороться с вторгшейся армией султана. Узнав об этом решении, Падмини поняла, что воины Читтора погибнут в неравной борьбе от орудий Алауддина, и поэтому, чтобы избежать бесчестия и не попасть в руки врага, жены, сестры и матери раджпутов должны совершить героическое самосожжение. Разведя огромный ритуальный костер, женщины Читтора прыгнули в огонь вслед за своей отважной царицей, встретив смерть свободными и преданными своим мужьям. Победивший в битве Алауддин, ворвавшись в город, так и не заполучил Падмини, и только ее ожерелье, оставшееся у костра, напоминало султану о погибшей, но не подчинившейся ему красавице.

Спектакль «Падмини» – проект, кропотливо и любовно созданный усилиями хора театра под руководством Светланы Анистратовой, хореографа и танцора Гуруджи Ашвани Нигама, который выступает и как постановщик, и как драматический актер-исполнитель роли султана Алауддина, а также танцовщицами основанного им театра «Таранг» и актерами Школы драматического искусства. Красивая легенда в ШДИ лишена чрезмерной жестокости, насилия и глубокого трагизма, которые присутствуют в оригинальной истории, – поэтому спектакль рекомендован для семейного просмотра с детьми в возрасте от 6 лет. История о сластолюбивом воинствующем Алауддине, готовом без тени сомнения и жалости принести в жертву целый город ради своей прихоти, о ритуальном самосожжении индийских женщин во имя чести и тожества справедливости, о страданиях жителей осажденного города – трансформирована на сцене в сказочное повествование о смелых воинах и верных женах, о мудром правителе и коварном султане, о любви, обмане и поединках, приправленное поучительными выводами и репликами-лозунгами в духе «ее жизнь – победа над смертью». Часовое действие, по сути, представляет собой череду индийский танцев и песен, перемежающихся с непродолжительными диалогами и видеопроекциями на белом полотне, расположенном на верхних ярусах сцены. Классические индийские танцы катхак, витиеватые мелодии песен на хинди, этническая музыка на оригинальных инструментах (табла, индийская фисгармония, ситар и многие другие), многослойные красочные костюмы и богатые украшения актеров и танцоров, ковры, подушки и ткани с орнаментами, блестящие орудия в руках персонажей, полотна, расположенные по периметру сцены и под куполом зала, с изображением яркого оранжевого солнца и лежащего под ним тонкого серого месяца в окружении звезд – все это создает завораживающую атмосферу сказки и мысленно переносит зрителей на родину легенды о красавице Падмини (бонус для зрителей второго и третьего яруса – наблюдать за гипнотизирующими кружениями и симметрией танцев сверху). Для постановки в ШДИ легенда о Падмини была не упрощена, но адаптирована – ровно настолько, чтобы, не утратив своего национального колорита и патетического окраса, быть понятной самой широкой аудитории (при условии соблюдения возрастного ценза): без излишней детализации повествования, обилия символов и нагромождения действующих лиц, с четким разграничением героев и злодеев, добра и зла, благородства и коварства, подвигов и пороков, с наглядной демонстрацией всех этих черт и явлений.

Спектакль «Падмини», безусловно, будет интересен любому зрителю: каждый соприкоснется с индийской культурой, торжествующей на сцене и в зале в полном великолепии; взрослые, вероятно, захотят перечитать легенду о прекрасной царице и эпизоды из истории Индии (ведь султан Алауддин был реально существовавшей исторической личностью в 13 – начале 14 века), а детям будет интересно посмотреть на необычную хореографию, услышать колоритную восточную музыку, увидеть игру на аутентичных инструментах и стать свидетелями занимательного повествования с оригинальным сюжетом и финалом.

«Падмини» стоит посетить не только для того, чтобы насладиться результатом кропотливой двухлетней работы российских актеров, артистов хора и танцоров, поющих индийские песни и исполняющих катхак, российских музыкантов, играющих на индийских этнических инструментах (что само по себе уже уникально для российского профессионального театра), а также хореографов, хормейстеров, мастеров по костюмам – словом, всей команды спектакля, – но и для того, чтобы расширить собственные границы знакомства с многообразием современного отечественного театрального мира, с творчеством тех людей, которые творят этот театр, чтобы погрузиться в практически фестивальную атмосферу и то особое пространство сказки, легенды, которое им удалось создать в стенах Школы драматического искусства.

Информация о билетах

Текст Алена Азаренко

фото sdart.ru