READING

«Дети ворона» в ЦИМе: взрослый взгляд и взгляд под...

«Дети ворона» в ЦИМе: взрослый взгляд и взгляд подростка

Спектакль «Дети ворона» в Центре имени Вс. Мейерхольда – премьера этого театрального сезона. Екатерина Корабельник (режиссер) и Евгений Худяков (продюсер) взялись за очень непростое произведение по мотивам книги Юлии Яковлевой. Сама история, которую рассказывают на сцене, происходит в 1938 году в самый разгар сталинского террора и написана в удивительном жанре сказки. Этот спектакль создан специально для семейного просмотра с детьми от 12 лет. После поклонов и аплодисментов у детей остается очень много вопросов, хочется обсудить увиденное.

Но начну с того, что сам спектакль завораживает, его первая часть даже гипнотизирует и детей, и взрослых. В миниатюрном, черном зале ЦИМ, большую часть которого занимает серый экран, перед нашими глазами разыгрывается мрачная сказка.

Брат и сестра, Шурка (7 лет) и Таня (9 лет), попадают в совершенно сказочную ситуацию: сначала исчезает папа, затем мама, их комнату в коммуналке занимают совершенно незнакомые люди, семейной фамилии у входной двери рядом со звонком больше не существует, а люди с ними больше не разговаривают, словно не замечают. Что происходит? Куда им теперь идти? Вот тут и начинается сказка. В поисках родителей они узнают, что какой-то Ворон по ночам забирает людей. Как же его найти и спасти родителей? От безысходности они решают спросить у вороны, – и вот чудеса! – ворона им отвечает. Затем будут и другие птицы, но никто из них не поможет детям. И тогда Шурка решится на отчаянный поступок: он отправится в логово самого Ворона, точнее — его туда заберут. Элементы сказки пронизывают спектакль: говорящие птицы; у стен вырастают глаза и уши; Шурка, ставший бездомным, становится невидимкой, через него проходят люди, он не может с ними ни поговорить, ни прикоснуться, они просто не видят его, не обращают внимания.

Черно-белая анимация на экране с оживающими рисунками дополняет картину, создает эффект присутствия, погружает в атмосферу происходящего.

Я не читала книгу Юлии Яковлевой, но знаю о событиях тех лет. Спектакль очаровывает, просто и доступно рассказывает о сложном и жутком. Я не искала исторических фактов, все символично и понятно. Я просто искренне сопереживала детям, которых, кстати, играют далеко не дети, но это не мешает.

Но нельзя забывать, что спектакль, как и книга, адресована детям. И вот что увидела на сцене девочка Даша (13 лет), которая не читала книгу, но очень увлекается историей: «Спектакль классный! Первая часть безумно понравилась, смотреть было интересно, ни секунды не скучно, очень увлекла анимация с театром теней на экране. А вот вторая часть полностью оборвала связь с первой, происходящее перестало быть понятным. Сказочность не помогала, а добавляла вопросов. Например, почему Шуру не видят и ходят сквозь него? Куда пропала Таня во второй части и что с ней случилось? Эти говорящие птицы и животные – это реальность или фантазия детей? Я не читала книгу, и даже прочитав аннотацию к спектаклю, мне было очень сложно понять, что происходит, зачем, кто и куда забрал родителей, почему дети не сразу побежали к тете, а пошли гулять по Ленинграду? До спектакля я ничего не знала об этих временах нашей истории. На уроках мы еще этого не проходили, я лишь смогла провести аналогию с событиями Французской революции, которую мы изучаем сейчас в школе, поэтому немного смогла осознать, что происходит. Теперь мне действительно интересно прочитать об этом. Но уже не книгу «Дети ворона», а именно документальные книги о событиях тех лет»

Наша общая рекомендация: прочитать книгу самим и дать прочитать детям до покупки билетов на этот спектакль. Обсудить еe по дороге в театр. Обязательно посмотреть этот потрясающий спектакль и поделиться друг с другом мнением о нем после.

Информация о билетах

Текст Екатерина Брушлинская