READING

Многообещающая премьера: Гедда Габлер в театре им....

Многообещающая премьера: Гедда Габлер в театре им. Пушкина

В последнее время Театр им. Пушкина активно сотрудничает с молодыми режиссерами, вот и громкую премьеру нынешнего сезона выпускает молодой, но уже заявивший о себе режиссер Анатолий Шульев.

Гедда Габлер — своенравная красавица, генеральская дочь, после смерти отца теряет опору, привычный жизненный уклад и деньги. В попытке найти свое место в жизни, выходит замуж и пытается свыкнуться с новыми обстоятельствами. Обустройство дома мечты, семейные хлопоты, беременность. Но с первым же появлением героини на сцене становится как-то неуютно. Гедда предстает в виде социально неадаптированной, холодной и жестокой женщины, которая хочет, но не может или не умеет любить и дружить. Она держит себя высокомерно и, имея определенную славу, не находит никакого отпора такому поведению, щедра раздавая колкости окружающим. Она играет с пистолетами, с людьми, с самой жизнью. Попытка принять новую действительность и устроить жизнь терпит крах, когда старая и, казалось, забытая и неслучившаяся любовь, Эйлерт Левборг, возвращается в город. Череда сменяющих друг друга событий, диалоги, полные упреков и поиска смыслов, приводят героиню к страшному финалу.

Пьеса Генрика Ибсена, одного из основателей европейской «новой драмы», является бездонной кладезью для поиска смыслов и интерпретаций, она часто ставится по всему миру, а заглавную роль принято называть «Гамлетом для актрисы». При этом Александра Урсуляк, исполнительница Гедды в новой постановке, говорит о том, что не ждала и не стремилась к этой роли, но счастлива поработать над ней. Творческая группа спектакля работала по классической модели с подробным разбором персонажей и даже привлекала психолога-консультанта для того, чтобы изучить природу суицида и понять мотивации каждого персонажа.

Гедда — центральный персонаж пьесы и спектакля, весь мир крутится вокруг нее и все окружающие ее люди, такие разные, словно выпадающие ей шансы зацепиться за жизнь и обрести потерянный смысл существования. Она готовится обустроить дом мечты, который оказывается ей ненавистным, а мечтой она его называет в угоду мужу и чтобы создать видимость наличия интересов и дел. Декорации дома стоят под углом, а его обстановка оказывается неудобной: ножки стула разной длины, бесформенный диван, связки книг и бетономешалка. Все вокруг лишь имитация жизни, бьющей ключом. Приезд старого возлюбленного становится точкой невозврата, после которой героиня, набирая скорость, мчится в пропасть. Каждый раз, когда речь заходит о ее беременности, он закуривает или выпивает очередной бокал вина. Каждый раз, когда она делает больно кому-то из окружающих — смеется.

Постановка не оправдывает и не обвиняет Гедду Габлер, но делает попытку разобраться в самой природе героини и в столь актуальном для сегодняшнего дня вопросе о поиске себя и своего места в этом мире.

Информация о билетах

Текст KarinaCha

фото пресс-служба театра, К. Чаплинская