READING

Женщина у власти, женщина во власти. Спектакль Да...

Женщина у власти, женщина во власти. Спектакль Дарьи Поповой «Королева» в Театре Луны

12 октября в Театре Луны состоялась первая премьера сезона – спектакль «Королева» (Уничтожь меня завтра) режиссёра Дарьи Поповой по мотивам пьесы Александра Дюма-отца «Нельская башня» (1832). Действие разворачивается в Париже начала XIV века, когда Франция номинально оказалась под властью Маргариты Бургундской.  

 

Для спектакля выбран необычный для театра жанр средневекового боевика. И это не удивительно – на сцене разыгрываются нешуточные страсти. К тому же второе название спектакля «Уничтожь меня завтра» напоминает о кровавых событиях той эпохи. Средние века были напряженным временем, на долю которого выпало огромное количество войн и социальных взрывов. Это был период крестовых походов и рыцарских турниров, костров инквизиции и эпидемий чумы. Преступления, соблазны и пороки, тайны и разоблачения, интриги, предательства, раскаяние и расплата – всё это воплотилось в эффектной приключенческой драме на сцене Театра Луны.   

Пьеса Александра Дюма была написана на основе легенд о так называемом деле Нельской башни. Громкое дело было связано с супружеской и государственной изменой во французской королевской семье в XIV веке во время правления Людовика X. В  Париже достаточно долгое время оставалась популярной история о королеве Маргарите Бургундской (Дарья Цыпляева), принимавшей по ночам вместе со своими сёстрами в Нельской башне молодых любовников, которых наутро стража топила в Сене, чтобы избежать огласки и всеобщего позора. Париж взбудоражен и напуган загадочными убийствами. Одному из участников вакханалии – капитану Буридану (Михаил Бабичев) – удается избежать смерти. Теперь ему известна страшная тайна Нельской башни и тайна королевы. Он готов шантажировать Маргариту, и она вынуждена следовать его требованиям.

Режиссёр спектакля Дарья Попова представила свою авторскую версию пьесы: на примере главной героини – королевы Маргариты Бургундской – исследуется природа женщины, получившей безграничную власть; женщины, которая оказалась заложницей своих страстей и пороков. Если для Дюма в пьесе «Нельская башня» была важна тема греха и возмездия, то режиссёр делает акцент на искушение властью, когда человек, имея огромные возможности, не справляется с ними и ломает прежде всего себя.  

Спектакль открывается сценой, где Маргарита ещё беззаботной девочкой готовится к придворной жизни, один из учителей предлагает ей читать молитву несколько раз подряд за благополучие её же судьбы. В конце спектакля Маргарита, потерявшая практически всё, отчаянно повторяет молитву, которую выучила в детстве.

С художественной и визуальной точек зрения постановка получилась красивая. Создатели спектакля постарались с особой точностью воссоздать исторические костюмы и быт средневековой эпохи. Детали продуманы настолько, что даже успеваешь заметить разнообразие мешочков под монеты. Мечи блестят, перстни сверкают, даже платок у одного из придворного с золотой тесьмой вызывает восхищение. На протяжении всего действия декорации переносят зрителя то в мрачные залы Нельской башни, то в королевские покои Лувра; из зловонной таверны на шумные улицы Парижа.

Интересно цветовое решение спектакля: здесь преобладает благородный  красный цвет от светлого оттенка до темно-бордового. Красный – цвет власти,  страсти и любви. Золотые лилии на синих полотнах символизируют французскую королевскую династию. В какой-то момент зритель просто растворяется в происходящем: создается ощущение, что ты смотришь не спектакль вовсе, а фильм-эпопею. Звенит оружие, движения отточены до миллиметра. Над спектаклем работала  профессиональная команда постановщиков сценических боев. Зрелищность достигается и за счёт игры актёров. Каждый проживает свою историю с поразительной самоотдачей, словно состояние на грани выживания. Надо обладать сильным характером, чтобы выдержать такие сверхнагрузки, физически и морально, в течение двух с половиной часов…

Динамичность событий чередуется с пластичными и танцевальными номерами, поставленными самой Дарьей Поповой (Дарья Попова выступает и балетмейстером спектакля – прим.). Все движения стилизованы под средневековые танцы и включают элементы балета.

В спектакле звучит аутентичная музыка средневековья в сочетании с современными авторскими композициями и аранжировками, что придаёт ещё больший историзм и достоверность спектаклю.

Информация о билетах

Текст Светлана Ковалева