READING

«Ганди молчал по субботам». Монологи подростка в Ш...

«Ганди молчал по субботам». Монологи подростка в ШДИ

В рамках Открытых показов в Театре «Школа драматического искусства» был представлен спектакль Александра Огарева «Ганди молчал по субботам» по пьесе современного драматурга Анастасии Букреевой. Пьеса Анастасии Букреевой выглядит одновременно весёлой и грустной, легкомысленной и мудрой, очевидной и в то же время загадочной. Вселенная отдельно взятого подростка в мыслях одного человека.

В центре сюжета – подросток Саша, или Мот (именно так он просит себя называть). Мот переживает разлад в семье и с помощью внутренних монологов пытается понять происходящее вокруг него.

«Мама. Папа. Дедушка. Сестра Катя. Собака Карамелька…» – некогда дружная семья в один миг становится друг другу чужими людьми. Папа (Родитель 1) внезапно сообщает, что уходит к тёте Лене. Мама (Родитель 2) после недолгой истерики находит другого мужчину и не обращает внимания на детей – ей важно собственное благополучие. Сестра Катя увлечена танцами и мечтает о чемпионате мира по бальным танцам в Аргентине. Дедушка, насмотревшись новостей, рвётся уйти на войну и постоянно звонит своим «умершим» товарищам. Всех объединяет любовь к собаке Карамельке, но и та в какое-то время пропадает. Всё рушится. Приходит апокалипсис.

В разгар семейного хаоса (в это время на сцене действительно творится какой-то хаос, что не успеваешь следить за происходящем) Саша, или Мот приводит в дом свою новую знакомую – бомжа Лизу, которую он встретил в переходе. Она держит в руках плюшевого медведя, постоянно молчит и лишь изредка повторяет единственную фразу «Ганди молчал по субботам». Мот сам начинает молчать по субботам, а потом и все последующие дни. Именно в Лизе он находит поддержку. Здесь срабатывает чисто психологический механизм – мы готовы с лёгкостью поделиться своими проблемами с человеком, который мало разговаривает. Нам даже не нужен ответ – важно выговориться. Это как поговорить с животным или с игрушкой. Дети же всегда делятся всем со своими игрушками.

Молчание сопровождается внутренними монологами из различных категорий: обязательно ли убивать белочек ради кисточек? Как космонавты ходят в туалет? Почему грецкий орех напоминает мозг эльфов? Почему молчал Ганди, а теперь и Лиза? Подобные вопросы позволяют герою уйти от кризиса в семье. Он рассуждает о госбюджете, бессмысленности соцсетей и пытается понять поведение своих родных, анализируя их поступки. Внутренние монологи подростка гармонируют с музыкой в стиле soul и танцевальными номерами остальных героев пьесы на заднем плане. Молчание Мота выступает как протест против несправедливости этого мира, и это же молчание провоцирует на откровенность членов семьи.

Из декораций на сцене обеденный стол, за которым время от времени собирается вся семья, кресла в углу на заднем плане и комната Мота, представленная кроватью в виде матраса. Периодически актёры выносят стулья для мизансцен на первом плане. Весь актёрский состав блестяще играет свои роли. Фёдор Леонов, играющий Мота, по-юношески наивен и постоянно находится в поисках гармонии в этом мире, его внутренние переживания как пинг-понг перелетают от сцены в зрительный зал. Режиссёр спектакля Александр Огарёв играет в спектакле дедушку героя очень харизматично и ярко. Актриса Дарья Рублёва предстаёт в роли собаки Карамельки и одновременно тёти Лены – такое неожиданное смелое решение добавляет дополнительный смысл самой пьесе. Удивляет образ бомжа Лизы – она аккуратно и чисто одета, а плюшевый медведь в её руках не потрёпан, хотя по пьесе Лиза сидит в переходе около 20 лет. Почему режиссёр выбрал именно такой образ бомжа остаётся загадкой.

«Неуспокоившиеся и творчески нахальные!.. Ликующие и доброжелательные! Танцующие по любому поводу!.» – так звучит манифест Лаборатории Александра Огарева, из которой вырос спектакль. Лаборатория имеет своё название ЛЕС – Лаборатория Ежедневного самовозгорания. Этот эксперимент заметен в каждой мизансцене постановки.

В пьесе Анастасии Букреевой показаны ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день: попытка разговором уйти от неудобных вопросов; стремление решить личные проблемы сменой окружения, не меняя при этом внутренней сущности; бегство вместо принятия; отсутствие контакта с людьми и неумение слышать; взросление и воспитание детей. Очень символично, что Мот в течение всего времени пытается найти ответ на вопрос, почему же молчал тот самый Ганди. А ответа никто не даёт – человек находит его сам, своим путём. Смысл кроется в том, что не надо проповедовать, не надо учить других. Бомж Лиза же просто молчала и изучала прохожих. И по-своему была права.

Надо молчать хотя бы по субботам и смотреть на других людей, и тогда ты поймешь… А что поймёшь – решать только тебе.

Информация о билетах

Текст Светлана Ковалева

фото sdart.ru