READING

Поиск возмездия и искупления длиною в жизнь в ново...

Поиск возмездия и искупления длиною в жизнь в новом спектакле Римаса Туминаса «Фальшивая нота»

Прошлый сезон в Театре Вахтангова был богат на премьеры — открылась Симоновская сцена, но которой было представлено сразу несколько спектаклей. А вот новой работы художественного руководителя театра и одного из лучших режиссеров страны, Римаса Туминаса, московскому зрителю пришлось ждать долго — с момента выхода «Царя Эдипа» прошло почти 2 года.

Идею о постановке пьесы Дидье Карона «Фальшивая нота» принес Туминасу Геннадий Хазанов, он же и исполнил в спектакле одну из главных ролей. Всего их в спектакле две — 1.5 часа сценического действия (спектакль идет без антракта) внимание зрителя удерживает дуэль двух незаурядных актеров и не менее незаурядных персонажей.

На сцене тусклый свет в гримерной комнате именитого дирижера — уже не ослепительные софиты славы, но и еще не ночь, готовая принять уставшего музыканта в свои объятия. «Страна между светом и тьмой», где пространство разделено, даже прорезано, надвое, причем весьма нетривиально. Под потолком наискось, будто готовясь упасть, замер в воздухе, как хрупкая (и, как потом окажется, лживая) реальность, готовая рухнуть прямо на главного героя, своеобразный второй этаж — пустующая оркестровая яма Женевской филармонии, только что оставленная исполнителями, которыми так недоволен дирижер Ганс Миллер (Алексей Гуськов). А на сцене рояль, кресла, зеркало и стройные ряды пустых венских стульев — невидимый оркестр музыкантов, давно, и не по своей воле, ушедших в небытие. Застенчиво семеня между ними к уставшей звезде этим вечером заглядывает за автографом и фото почитатель его таланта Леон Динкель (Геннадий Хазанов). Завязка сюжета вроде бы не сулит особенных впечатлений, но более подробное его описание сослужит зрителю недобрую службу, ибо дальше все разворачивается стремительным детективом — с расследованием, уликами, разоблачением, приговором и практически казнью…

Самым интересным впечатлением спектакля стало то, что в истории, где, казалось бы, и мир и герои поделены на черное и белое, на добрых и злых, у Туминаса и исполнителей главных ролей и палач и жертва это люди практически зеркальных, да порой и совсем неочевидных, пороков и добродетелей, и сочувствие и неприязнь, на удивление, вызывает и тот и другой. Там, где по всем законам логики и принципов человечности «фальшивит» один, оказывается, что верную мелодию не могут найти на самом деле оба — один всю жизнь живет во лжи, другой ее потратил на одержимость.

И спектакль оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Фальшивая нота, преследующая Миллера, как фантом и бесконечное напоминание о прошлом, но чувствует ли он на самом деле вину? Готов ли к запоздалому искуплению? И может ли жертва сказать, что прожила жизнь, не сфальшивив, если всю ее провела в поиске возможности вендетты и предлагает своему заклятому врагу расплату по принципу «око за око»?

Герои говорят о прошлом, но будто не слышат друг друга: один, которого застигли врасплох напоминанием о смертельном грехе и годах бегства от позорного прошлого, и второй, всю жизнь с непонятной целью потративший на поиск призрака, отнявшего у него самое дорогое.

Есть ли срок давности у самых страшных грехов? Почему так ничтожна цена человеческой жизни? Может ли искусство искупить вину? И что вообще может искупить вину каждого из нас за самую глобальную катастрофу человечества, навсегда лишившую нас чистоты мелодии жизни и отправившую лучших из нас на поиск утерянной правильной ноты? Герои пьесы проживают не сцене свою историю до конца, но дают зрителю возможность самим ответить себе на эти вопросы.

 

Информация о билетах

фото Марина Истомина, Ольга Кузякина