READING

Из записок старого человека. Спектакль «Скучная ис...

Из записок старого человека. Спектакль «Скучная история» в Электротеатре

Самый экспериментальный театр Москвы «Электротеатр Станиславский» представляет спектакль «Скучная история» по одноимённой повести А.П. Чехова. Премьера состоялась 11 мая 2017 года в рамках проекта «Золотой осёл». Режиссёром постановки выступил Василий Скворцов, выпускник Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. Василий Скворцов решил полностью следовать тексту произведения, слово в слово. Интересна, скорее, сама подача материала и сценическое решение спектакля.

Тишина. В зале гаснет свет, трещит проектор, на экране появляется кадр с названием «Скучная история”, которое дрожит как на старых видеоплёнках. Фоном звучит голос: «Есть в России заслуженный профессор Николай Степанович такой-то, тайный советник и кавалер; у него так много русских и иностранных орденов, что когда ему приходится надевать их, то студенты величают его иконостасом…»

Сам Чехов никогда не отрицал, что история получилась действительно скучной. В основе сюжета – рассуждения старого профессора-медика о своей жизни, его сомнения по поводу культурного прогресса человечества и крушение идеалов. Первое действие разворачивается в анатомическом кабинете. Вокруг всё белое, и стулья перебинтованы. Стоя за кафедрой, словно в университетской аудитории, Леонид Зверинцев в роли Николая Степановича произносит свой монолог жизни, статично, изредка перемещаясь от кафедры к шкафу и медицинскому манекену. Николай Степанович рассказывает о своей семье – о жене и дочери; жалуется на своих студентов, которые требуют от него протекции.

Все персонажи появляются тенью на белой простыне анатомического кабинета, как нечто далёкое. Показана обособленность главного героя – он охраняет своё внутреннее пространство и никого не хочет пускать. Но люди намеренно пытаются проникнуть к нему, бесцеремонно одёргивая шторы и приближаясь к кафедре. В одной из сцен все персонажи пьесы выходят на сцену и садятся на стулья, слушают монолог Николая Степановича. В какой-то момент они начинают перебивать его, спорить, хлопать невпопад – тем самым унижая старого профессора.

Монолог профессора плавно переходит в рассуждение о театре, что находит бурный отклик у сидящих в качестве зрителей героев повести. В диалог с профессором вступает его приёмная дочь Катя, которая уехала создавать новый театр, но столкнулась с суровыми реалиями провинциальной жизни. Именно к Кате Николай Степанович сохраняет светлые чувства, несмотря на все перипетии судьбы и весь спектр эмоций. Стоит отметить, что Катя оказывается самой живой из всех персонажей, она не похожа на размытых призрачных чеховских героинь. У неё есть свой стержень. Возможно, поэтому Николай Степанович тянется к ней как к последней надежде «ухватиться за жизнь». Инна Головина в роли Кати выглядит потрясающе, всегда очень эффектно появляется в мизансценах. Как бывает на длинных монотонных лекциях – в первом действии зритель буквально борется со сном и даже не сразу понимает, что наступил антракт. Кажется, в этом есть специальная задумка режиссёра – растворить зрителя в происходящем. И здесь фраза Кати в разговоре с Николаем Степановичем звучит как главным посыл в зрительный зал: «Утопайте, это так и нужно!».

Второе действие по ритму остаётся таким же, только меняются декорации – их вообще убирают со сцены и остаётся просто коробка помещения, откуда зрителю видны все технические входы и элементе. Когда звенит второй звонок перед началом второго действия, на сцене ещё стоит специальная машина для демонтажа декораций, рабочие театра делают последние приготовления, а Леонид Зверинцев сидит спиной к зрителям и читает глазами текст. Белая кафедра быстро превращается в кресло посреди пустой сцены. Николай Степанович усаживается в него.

И если за кафедрой в анатомическом кабинете Николай Степанович выглядел более-менее уверенным, ещё полного энергии, то в кресле мы видим потерянного человека, лишённого сил. Он оказывается не приспособлен к обычной жизни вне университетских стен. К нему подходит жена, просит успокоить дочь Лизу, а он не знает как помочь, он выглядит растерянным. Он не слышит окружающих. Ситуация его жизни становится безысходной. Во время монолога на сцене появляется техник по свету, который поправляет угол прожекторов по всему периметру пространства. Действие повести уже переходит в реальность – герой никого не замечает – он весь в своих мыслях. Даже на Катю, которая приезжает его навестить и отдать свои деньги, он не смотрит, а говорит с ней издалека.

Слышен нарастающий звук потрескивания дров в камине, словно пламя охватывает комнату, где находится Николай Степанович. Скучная история превращается в волнительную и даже страшную. Попеременно гаснет свет. Тишина.  

Информация о билетах

Текст Светлана Ковалева

фото electrotheatre.ru