В 2018 году андеграунд-спектакль для 60 зрителей «ZK429» прописался в Боярских палатах на Страстном. Это представление по «Зойкиной квартире» Булгакова — смелый эксперимент режиссера Григория Южакова и группы молодых артистов.
Погружение в мир спектакля начинается еще при входе в здание. Зрителям раздают номерки, чтобы провести группами в зал. До зала нужно еще дойти, следуя инструкциям и пробираясь через коридоры, полные странностей. Атмосфера вокруг постановки гнетущая и походит на зомби-апокалипсис: без зомби, зато с пытками, черными пластиковыми пакетами и зловещим шумом.
Текст пьесы практически неизменен, но финал переигран в самой трагической форме из возможных. Почти три часа интенсивного действия и вот зрителей просят быстрее покинуть место преступления и дать свидетельские показания любым возможным способом (оставить отзыв на любом ресурсе).
Булгаков определил жанр пьесы так: «Это трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве». Надо сказать, что при минимальном (на первый взгляд) бюджете, постановка выглядит масштабно, маски и дельцы всех мастей показаны очень красочно, а все происходящее создает эффект полного погружения. Декорации сводятся к старому пианино, черным манекенам, черной же пленке, похожей на ту, которой застилают места преступлений, нескольким канатам и паре-тройке абстрактных картин. Костюмы также сдержаны, хотя в паре сцен на них сделан акцент (все же Зоя Пельц руководила ателье), но они опять же не отличаются пышностью.
Новое помещение невероятно удачно, в прошлом году квартира располагалась в другом месте. Своды Боярских палат добавляют фактурности и зловещего рока этой квартире, в которой ателье и притон являются двумя сторонами одной медали. Интересный эффект возникает и с выпуклостью голосов из-за акустических особенностей здания. Но при всем внешнем антураже, шумовых и звуковых эффектах, дыме и некоторой даже интерактивности происходящего, главной «победой» становится актерский состав. Все персонажи проработаны и объемны, от проходных до главных. Практически все актеры младше своих героев, но эта молодость невероятно подходит этой свежей яркой постановке.
Зоя Пельц — красивая, стройная, обаятельная, хитрая, она просто хочет быть счастливой и любимой. Она занимается своими незаконными делишками не от любви к авантюрам, а потому что хочет лучшей жизни. Обольянинов, бывший граф, страдает от наркотической зависимости и ощущения приставки слова «бывший» к своему титулу. Посетители нехорошей квартиры — череда ярких персонажей, гротескно прорисованных актерами и режиссерами. Гусь-Ремонтный — небольшая роль, но ярчайший персонаж из весьма условных 90-х. Но главная находка — Аметистов, сыгранный Дмитрием Акришем.
Есть мнение, что Аметистов стал прототипом знаменитого Остапа Бендера. И в постановке Южакова эта связь персонажей четко прослеживается. Актер мастерски импровизирует в рамках текста, выдает внушительный диапазон интонаций, коммуницирует с публикой и даже разыгрывает сцену в середине спектакля с философскими рассуждениями и театре в 2018 году. При этом каждое появление Аметистова сопровождается смехом зрительного зала.
Конечно, есть ощущение затянутости в некоторых моментах, при этом, нельзя однозначно сказать, затянутость ли это постановки или самой пьесы. Но тем не менее, ловко жонглируя динамичными и спокойными сценами, шумом и тишиной, помпезностью и камерностью, постановке удается сфокусироваться на главной теме, которую заявляет режиссер устами Аметистова. О нестабильности и зыбкости всего, что составляет существование героев пьесы, равно как и советских людей, равно как и нас самих, мы узнаем за 2,5 часа в Зойкиной квартире. В этой постановке нет финальных поклонов, но есть желание вернуться в квартиру, где жизнь бьет ключом, а люди полны надежд на лучшую жизнь.
Текст KarinaCha
фото: пресс-служба
NO COMMENT