READING

Мир или война: грандиозное открытие юбилейного сез...

Мир или война: грандиозное открытие юбилейного сезона и фестиваля Прокофьева в МАМТ

Свой юбилейный 100-й сезон и фестиваль Прокофьева Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко начал грандиозно: на сцену вернулась масштабная постановка оперы «Война и мир».

Из всех сюжетных линий Толстого в опере всего одна – история любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Нет многих главных героев, включая брата Наташи. Те герои, что в первой части выходят на сцену, нужны лишь для создания и поддержания истории главных героев. Соня – лишь та, что выслушает признание юного сердца в любви к князю Андрею, лишь та, что выдаст Наташу перед несостоявшимся побегом с Анатолем. Марья Болконская – лишь сестра влюблённого князя. Ни у той, ни у другой нет своей истории любви, ведь даже нет того, кого они любили. Может показаться, то это минусы. Отнюдь. Мир и война Толстого, уместившиеся в четыре тома, на сцене гармонично жить не смогут. Но вот любовь юной девочки, её мечты и первый бал, её закруженная голова другим, её предательство, прощение и смерть того, кого любила, на фоне страшной, всепреломляющей войны – то, что не оставит равнодушным.

Постановка Александра Тителя чёткой линией войны разделена на две части. В первой части – мир. Зрители знакомятся с главными героями – Наташей и Андреем – в сцене на балконе, которая здесь, соответствуя масштабу постановки, представлена грандиозно. Сцену полностью закрывает стена, на которую проецируется шелестящая листва. На двух платформах, практически паря в воздухе, Андрей и Наташа с Соней открывают свои души. За листвой не сразу видны отъезжающие вглубь сцены платформы, уносящие героев с собой.

И вот уже нет стены, сцена «раскручивается» в глубину, подготавливая пространство для военных действий второй части. Но пока тут ещё не война – здесь бал. По сцене хаотично расставлены стулья, заменяя собой живых людей, которых не будет много. Приходят гости, почтенно приветствуя императора Александра I, филигранно станцованного Алексеем Любимовым. Но все они на втором плане, ведь главное здесь – раскрытие темы любви Наташи и князя Андрея.

Бал окончен, огромные люстры опущены. Они и послужат дальнейшими декорациями к первой части. А дальше всё стремительно: поездка Наташи к старому князю Болконскому, салон Элен, коварство Анатоля, неудавшийся побег, гнев Пьера. Громовые раскаты музыки Прокофьева и самое страшное на свете слово «война» завершают первую мирную часть оперы.

Вторая часть. Сцена закрыта занавесом, который медленно поднимаясь, открывает картину почти невозможную. На сцене нет декораций, есть только люди. И кажется, что не сотни, а тысячи. Солдаты и есть декорации. Ведь для войны, люди, пока ещё живые или уже погибшие, единственно возможные декорации. Самые трагичные, но при этом и самые реалистичные.

Эти декорации не статичны. Они перемещаются и превращаются попеременно то в русскую армию, то во французскую. А вот это простой русский народ, готовый умереть за свою Москву. Хоровые сцены, пробирающие до глубины души, невероятным образом переносят во времени. И невозможно поверить, что за стенами театра Москва окрашена вечерними огнями иллюминации, а не кровавым пламенем пожаров. Патриотические чувства зашкаливают.

И вот среди хаоса войны на несколько минут перед глазами последняя встреча Наташи и Андрея. Она так молит о прощении, а он так хочет жить. И оба любят до сих пор. Но толпа сомкнулась и унесла его с собой, оставив зрителям ком в горле и слёзы на щеках. Но всё забудется, и шапки полетят в воздух, неся с собой победу.

Две части постановки идеально играют на контрастах: камерность исполнения и исполнителей мирного периода затмевается масштабностью военного. Ведь и в жизни так: истории и частные судьбы ничто на фоне истории народа.

В первую очередь опера трогает не ариями, а хоровым исполнением, как, пожалуй, и должно быть в русской опере. Но после проникновенной арии Дмитрия Ульянова (Кутузов) в тот же момент захотелось встать под знамёна нашей армии.

Невозможно не отметить и идеальное попадание героев в образы, хоть в опере это и не главное. Но Николай Ерохин (Пьер Безухов), Наталья Петрожицкая (Наташа Ростова), Дмитрий Зуев (Андрей Болконский) и Владимир Дмитрук (Анатоль Курагин), казалось, сошли с иллюстраций к роману Толстого, если бы таковые были.

Сергей Прокофьев начал работу над оперой «Война и мир» в трагичном 1941 году. Премьера состоялась уже после войны. Актуальная как никогда. В нашем 2018 году опера, как и роман Толстого, не теряет свой актуальности. Потому что и тогда, и сейчас главное желание одно: чтобы не было войны!

 

Фестиваль Прокофьева в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко продолжается. 27 и 28 сентября на сцене балет «Каменный цветок», 29 сентября опера «Любовь к трём апельсинам», 5 и 6 октября балет «Золушка», 19 октября опера «Обручение в монастыре».

Информация о билетах

Текст Юлия Фокина

фото: stanmus.ru