READING

Dostoevsky.fm: театральный пазл в Электротеатре...

Dostoevsky.fm: театральный пазл в Электротеатре

Постмодернисткий театр обычно легок к восприятию театроведам и заядлым театралам. Массовый зритель, которого случайно занесло, уходит обычно с мыслью «ндааа… театр нынче уже не тот». Однако же, если ваш понятийный аппарат перегружен классическим традиционным театром, вы в поисках новых форм, режиссерских замыслов и цените отступление от массовости к элитарности, Dostoevsky.fm вам очень понравится. Там есть игра и сюжет, и драма.

Спектакль задуман в виде нескольких 10-15 минутных актерских диалогов из романов Достоевского, Пушкина и писем Моцарта. Артисты выкладываются на полную по части драмы, пауз, мимики и жестов, в общем дают много возможностей для интерпретаций и зрительских додумываний.

Сцена сколочена из досок (почти как эшафот, но это уже из додумываний и ассоциаций), костюмы артистов с намеком на богемный шик, декораций почти нет, а выбранные отрывки из произведений предлагается как будто бы не посмотреть, а прослушать. Если закрыть глаза, то будет полное ощущение радио-спектакля. Сегодня мы таких почти не слушаем.

На сцене всегда двое. Декорации меняются быстро, сюжеты разделяются минутными паузами.

Вот Князь Мышкин болезненно-эмоционально обсуждает с Лебедевым кражу 400 рублей. Попутно на стене зрителям пишут, что сегодня с учетом инфляции это примерно от 70 000 до 400 000 рублей, то есть сумма не малая, что бы волноваться о пропаже. Даже если и привирая, ведь Лебедев точно врал. Вот опять же Мышкин слушает выдуманный рассказ генерала Иволгина в бордовом сюртуке про его детство и прислуживание не кому-нибудь, а Наполеону. Но из всего диалога яснее всего усваивается почему-то информация о Черносвитовской ноге. Кто не знает — деревянный протез. Про это вам так же сообщат через проекционную надпись на стене. Вот Лиза и Ставрогин из «Бесов» очень эмоциональны, очень по-достоевски психоделичны.

На 15-й минуте обычный неискушенный зритель, из тех, кого «занесло», захочет либо поесть, либо поспать. А зритель-театрал либо зритель-интеллектуал, либо зритель-фанат Достоевского, начнет искать тайные знаки (Федор Михайлович же был мастер зашифровывать знаки и символы) и связывать в голове несвязуемое.

Эшафот и лужицы красные (кровь то есть), потом красный коврик (как у площадных артистов), потом диван-кровать (и он уже не красный) …Хм…Да это же про отпущенное на свободу сознание. Или нет — это про фантазию и все ее проявления вплоть до болезненого состояния. Или нет — это психодрама. Или…

В общем, каждый увидит свое и расшифрует по-своему. Допустим мне было очень весело при слове «шкапчик», где надо было проверить , а нет ли там денег. И почему-то противно от фразы «Черносвитовская нога». А другие зрители обсуждали в антракте «парадигму лжи» (видимо кто-то увидел и это) и весело связанный дизайнерский кардиган Мышкина. Например, я считаю, что Достоевский ФМ — это Достоевский Федор Михайлович. А кто-то в своей рецензии напишет, что это радио такое на частоте FM. Недаром же в спектакле периодически голос из радио динамика звучит.

Вот и думай потом, что все это значит. И достаточно ли ты театральный человек, если все таки в конце чего-то не понял. Или ты все понял, просто пока не осознал? А все-таки почему Тургенев так дорого за свой лист рукописного текста брал, по 400 рублей, это точно так было ? Надо же, какие были гонорары у авторов. Проверить надо.

Информация о билетах

Текст Олеся Смирнова

фото electrotheatre.ru