READING

TheatreHD: Гибель Британика и рождение тирана...

TheatreHD: Гибель Британика и рождение тирана

В рамках проекта TheatreHD в отечественном кинопрокате показывают постановку знаменитого Комеди Франсез «Британик».

Минималистичные современные декорации. Темные стены, множество массивных белых дверей, бордовое ковровое покрытие, деревянные стулья. Сцена выдержана в стиле скандинавского лофта. Никаких мелких деталей, холодная аскетичность. Костюмы также сдержаны и современны, герои одеты по-офисному в костюмы. В качестве музыкального сопровождения мы слышим только тревожный шум при смене действий.

К тексту Расина о древнеримском императоре Нероне режиссер постановки Стефан Брауншвейг, худрук парижского «Одеона», подходит с уважительной скурпулезностью. В начале трансляции зрителям представлено небольшое интервью с постановщиком. В 17 веке, когда Расин написал свою пьесу, ее играли в современных костюмах, эту идею поддерживает и нынешняя постановка. Также режиссер рассказывает, что вдохновлялся при создании своей версии сериалом «Карточный домик», что безусловно чувствуется в каждой детали.

При абсолютной внешней аскетичности, спектакль очень глубоким. Поэтический слог может показаться несколько тяжелым для неподготовленного зрителя, да и французский язык не облегчит восприятие. К этому нужно быть готовым, так как традиционно скорость речи французов высока и зрителю, не владеющему языком нужно успевать быстро воспринимать субтитры. Но даже при незнании языка, невозможно не отметить мелодичность и в то же время твердость каждой фразы.

Брауншвейг собрал на одной сцене весь свет французских театральных актеров — главное украшение постановки. Несмотря на название пьесы, Британик не является в ней главным героем. Самым яркий, интересный и противоречивый персонаж — Нерон, блестяще сыгран Лораном Стоккером. Именно за становлением тирана и диктатора мы наблюдаем в течение 2-х часов. И на этом делает акцент постановщик. Выводя на передний план абсолютно несчастную недолюбленность Нерона матерью, которая всю жизнь стремилась к власти, сначала руководя вторым мужем Клавдием, а впоследствии и сыном. Нерон несчастен, затравлен, не имеет привычки выражать свое мнение, постоянно оглядывается на учителей, советчиков, мать, сенат, народ Рима. Но как это всегда и бывает — рвется там, где тонко. В какой-то момент, он более не может сопротивляться влиянию внешнего мира и мы видим рождение тирана. Настолько тонкую игру, выверенные повороты головы, тончайшие смены интонаций можно брать за готовое руководство в актерские школы.

Второй центральный персонаж постановки — мать Нерона Агриппина, воплощенная блистательной Доминик Блан. Хитрая, умело манипулирующая, умная и властная Агриппина всегда мечтала о власти, но не могла на нее претендовать, будучи женщиной. Поэтому мужчины для нее — это лишь путь к той самой заветной власти.

Кульминацией постановки является сцена диалога матери и сына. За несколько минут на наших глазах из страдающего мальчика, любящего и одновременно боящегося матери, рождается настоящее зло.

Как и в любой классической драме, в постановке есть и голос разума, которым говорит Юнна. Именно ее персонаж, как маячок здравого смысла, мерцает в темноте сцены. Она борется за любимого Британика и с Нероном и с самим Британиком, ослепленным ревностью. Она видит предателя в друге для всех Нарциссе и не надеется на бескорыстность помощи Агриппины.

Персонаж второго плана — Бурр, в исполнении Эрве Пьера, — добавляет цельности всему происходящему на сцене и пытается уравновесить распределение сил добра и зла. Но этот герой в итоге расплачивается за желание усидеть на двух стульях, так как быть и кнутом и пряником для воспитанника Нерона у него не получается.

Эту постановку можно считать мастер-классом по добротному классическому театру. В финале убитый Британик лежит на заднем плане, напоминая картину эпохи неоклассицизма «Смерть Марата» Ж.К. Давида. Вот и этот классический театр на самом деле будто с приставкой «нео». И если вспомнить, что Франция — родина одной из прекраснейших кухонь мира и сравнить театральную постановку с блюдом, то эта классика подана под настолько изысканным соусом, что простые изобразительные средства играют абсолютно новыми красками, рождая взрыв вкуса и зрительский катарсис.

 

Автор статьи KarinaCha 

фото TheatreHD

Информация о билетах