Situation rooms от Rimini Protokoll: When the war broke out

Что мы чувствуем и знаем о войне? Насколько она близко к нам?
Знаменитый немецко-швейцарский коллектив Rimini Protokoll привез в Россию один из своих лучших проектов — Situation rooms. С 2013 года он перемещается по городам и странам — в основном, европейским. В Москве проект поселился на 10 дней в павильоне ВДНХ в рамках ежегодного театрального фестиваля «Вдохновение».

20 участников в наушниках и с iPad’ами в руках на час и десять минут погружаются в сложносочиненное пространство — комнаты, где проживают 10 из 20 возможных историй реальных людей. Торговец оружием, боевик наркокартеля, снайпер или же врач, активист и раненый беженец. Эти люди так или иначе связаны с оружием и войной, по ту или иную сторону баррикад. Они — это вы, в ваших наушниках и на ваших экранах.

Полученный здесь опыт — уникальный, у каждого участника своя заранее спланированная траектория. Все герои взаимосвязаны и у каждого действия есть четкий тайминг, поэтому очень важна слаженность и присутствие всех 20 человек.

Фото: berlinerfestspiele.de

В iPad’e дублируется реальность, и поэтому создается эффект присутствия в компьютерной игре-шутере (отличие — в жизни у вас не прострелена нога, а за соседним углом вас не пытается убить снайпер). Имена и настоящие лица рассказчиков также периодически всплывают на экране. Нужно лишь следовать за подсказками, открывать нужные двери и наблюдать чужие действия со стороны. И, вполне возможно, оказаться в этих ролях через пару историй, и воспринимать ситуацию совсем иначе. Именно поэтому создатели проекта советуют участвовать в перформансе минимум дважды — чтобы не зацикливаться на механических действиях, а внимательнее следить за другими и глубже погрузиться в этот back office войны.

Фото: neural.it

Тема войны и оружия сама по себе настраивает на тревожную волну. Дополнительное напряжение создается за счет чередования эпизодов страшной войны, где из оружия стреляют, оружием ранят и убивают, и не менее страшного мира, где финансируют производство оружия, производят и, собственно, его продают. Вот ты врач, и в полевом госпитале рассказываешь про систему градации раненых, и клеишь на лежащего раненого желтую отметку — его еще можно вылечить. А вот через минуту ты начальник фирмы по производству оружия — сидишь в офисе с видом на Альпы и спокойно вещаешь про деятельность своей фирмы, показываешь макет ракеты…
Что будет за следующей дверью? А что будет с миром войны и оружия завтра? Ощущение, не покидающее после: этот мир очень пересекается с нашей реальностью, и все, что здесь сейчас произошло — абсолютно точно касается каждого.

Автор: Анастасия Киндаева