READING

Ромео vs Тибальд, или герои Шекспира на сцене РАМТ...

Ромео vs Тибальд, или герои Шекспира на сцене РАМТ

И сошлись в равной схватке сильных добро и зло. Добро — Ромео — юный белокурый ангел с лучезарной улыбкой и взглядом, полным чистоты. Зло — Тибальд — жгучий дракон, яростный и страстный. Именно в таком восприятии прошла постановка «Ромео и Джульетты» Виктора Смирнова-Голованова в исполнении труппы Театр «Смирнов Балет» в рамках Летних балетных сезонов. Играя на контртонах, Ромео и Тибальд поочерёдно властвовали залом, разливая по сцене то белые, то чёрные краски.

Началось всё точно по Шекспиру, не оставляя шанса тем, кто вдруг не знал, чем суждено закончиться истории любви, которой нет печальнее на свете. Шекспир в прологе пересказал сюжет, Виктор Смирнов-Голованов, обгоняя действие, зловеще показал тела четверых героев, которым суждено будет умереть по воле шпаг, кинжала, яда. А дальше, не отступая далеко от сюжета, ярая схватка слуг Монтекки и Капулетти, Веронский князь и его гнев, влюблённость Ромео в Розалину, сборы на «вражеский» бал. И вот вдруг не по Шекспиру: Ромео окружён четвёркой друзей, а не привычной парой. Среди них колючего остряка и шутника Меркуцио видно сразу. А вот кто из троих оставшихся Бенволио — разгадать так и не удалось. Но этот небольшой нюанс только в плюс постановке. В большинстве случаев проходная партия Бенволио модернизировалась и заиграла красками. Единый в трёх лицах племянник Монтекки шутит и острит, пытаясь не отстать от Меркуцио и Ромео. И здесь ещё один сюрприз: Ромео Дмитрия Лазовика, влюблённый ещё пока в Розалину, — заводила и кутёжник, в котором нет и намёка на романтику. А может это лишь призрачная маска, которую вместе с маской реальной сорвёт с него Джульетта, обнажив лицо и душу?
В четвёрке друзей Ромео есть и другой плюс: все уличные сцены с их участием красиво обыграны и симметрично выстроены. Поэтому количество здесь точно равно качеству. И если Бенволио быть, то быть сразу трём!

А вот и бал. И первая победа Тибальда. Он сразу показал, кто главный в доме Капулетти. Ему решать, кому быть женихом кузины, кому встречать гостей. Танец рыцарей — вершина музыки Прокофьева в «Ромео и Джульетте». И это музыка Тибальда. Он ведёт за собой мужской кордебалет, и он питается их силой. И музыкой. Надменный взгляд, уверенность и власть порабощают. И музыка становится темой Тибальда, сопровождающей его нитью. А иначе и быть не может. Эмоционально бурление страстей в танце рыцарей зашкаливает, и не во всех постановках эту музыку удаётся удачно обрамить. Тибальд Талгата Кожабаева может просто стоять. А музыка Прокофьева будет бушевать вокруг него. У них получился отличный тандем, который не разрушил даже шалящий оркестр.

Но вот спала маска с лица Ромео. Он больше не ветреный мальчишка. Он потерявший голову и обречённый на любовь юноша. И будто волной вместе с маской смыло со сцены дьявольское чёрное царство Тибальда. И остался только свет, исходящий от Ромео.

Так и будут они попеременно сменять белое на чёрное и перетягивать поклонение зрителей каждый на себя весь спектакль. Их поединок над бездыханным телом Меркуцио в окружении демонов смерти — апогей. И страшно, и полная растерянность в душе. Кто мой герой? Ответ дал сам Шекспир: Тибальд ведь мёртв. Но и Ромео на пороге смерти. И он умрёт. Сначала духом, узнав о смерти любимой, а потом и физически, от яда в склянке.

О Джульетте сегодня почти ничего не написано. Но эта была история Ромео и Тибальда — бессмертная история добра и зла.

 

Автор статьи Юлия Фокина

 

Информация о билетах