С 20 по 24 августа в столице пройдет VI Московский международный фестиваль университетских и молодёжных театров в рамках проведения XII Всемирного конгресса Международной ассоциации университетских театров (AITU-IUTA), который состоится в России впервые.
Организатором Конгресса в 2018 году выступает московский театр МОСТ, который стал победителем международного конкурса на право проведения. Театр МОСТ — правопреемник Студенческого театра МГУ, первый студенческий театр России, получивший статус государственного. История Московского фестиваля началась в 1990 году, когда по инициативе директора СТ МГУ Ирины Большаковой впервые в России прошел Международный фестиваль университетских театров. МОСТ продолжает эту традицию и принимает сегодня гостей из 30 стран. В мировой практике университетские театры, как правило, это театры актерских школ, в которых готовят профессиональных артистов, поэтому на фестивале состоится культурный обмен между разными театральными школами — российскими и зарубежными.
Для показа из присланных работ были отобраны восемь спектаклей международным экспертным советом, в который входят: Марина Райкина (редактор отдела культуры газеты “МК”, театровед, критик), Владимир Панков (педагог, композитор, режиссер, художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры), Жан-Марк Ларрю (доктор, профессор теории театра и театральной критики Монреальского университета), Вито Минойя (доктор, профессор гуманитарных наук Урбинского университета имени Карло Бо, главный редактор журнала “Teatri della diversita”, избранный президент AITU-IUTA (2018-2021)), Видмантас Силюнас (доктор искусствоведения, профессор кафедвы истории зарубежного театра РАТИ-ГИТИС, заведующий кафедрой искусствознания Школы-студии МХАТ).
Программу фестиваля можно разделить на три части
Спектакли невербального театра: “Триптих” (театр “Карман”, Кемерово, Россия), “Остановись, прохожий” (Русский Молодежный театр “Inspire”, Огре, Латвия), “Cafe” (студия-театр “Манекен”, Челябинск, Россия)
Документальные спектакли: “4Любы. Оттепель” (театр МОСТ, Москва, Россия), “Человек, перешедший реку” (театр Документа, Минск, Беларусь).
Классика: “Ромео и Джульетта. Сонет Бессмертной Любви” (театр-лаборатория “Alma Alter», София, Болгария), “Как пришла любовь к Хуану Тамаду” (театр Tanghalang Pilipino, Пасай, Филиппины), “Сирано” (театр МОСТ, Москва, Россия).
После каждого блока спектаклей состоятся дискуссии на актуальные темы, представленные на сцене:
«Художественный язык невербального театра» (ведущая— заместитель художественного руководителя Международного театрального центра Славы Полунина, театральный критик Наталья Табачникова)
«Образное решение документального спектакля» (куратор – арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка» Евгений Казачков)
«Классические произведения глазами молодых» (Художественный руководитель театра МОСТ Евгений Славутин, режиссер театра МОСТ Георгий Долмазян)
Представляем участников Фестиваля:
“Триптих” (театр “Карман”, Кемерово, Россия)
Спектакль без слов. С помощью хореографии, пантомимы, пластики и самых передовых современных технологий раскрываются вечные художественно-литературные темы. Театр “Карман” был создан в 2004 г. Все актеры театра — “технари”: студенты и магистранты Кузбасского государственного технического университета имени Тимофея Федоровича Горбачева. Особенностью театра является смелое новаторство: постоянный поиск форм и совмещение разных жанров.
“Остановись, прохожий” (Русский Молодежный театр “Inspire”, Огре, Латвия)
музыкально-поэтическая композиция о судьбе Марины Цветаевой. Художественный руководитель театра — выпускница ГИТИСа (курс Р. Виктюка), актриса, режиссёр Светлана Баравикова. У театра пока нет своего помещения, но он активно выступает в Доме Культуры родного города Огре, гастролирует по Латвии, с успехом участвует в международных фестивалях.
“Cafe” (студия-театр “Манекен”, Челябинск, Россия)
где-то в Европе, в кафе, на перекрестке всех дорог переплетаются судьбы узнаваемых персонажей из разных стран. Немецкая супружеская пара, певица-итальянка, влюбленный актер-мим, поэт и его муза-испанка, сдержанная англичанка и порхающая француженка-официантка. Образованную в 1996 году студию-театр “Манекен” возглавляет художественный руководитель Владимир Филонов. За время своего существования студенческий театр одержал победы на различных фестивалях России и мира. Отличительная особенность – каждый новый проект “Манекена” не похож на предыдущий!
“4Любы. Оттепель” (театр МОСТ, Москва, Россия)
мульти-жанровый портрет времени эпохи шестидесятников: “внезапной” свободы и открытости новому миру. На сцене — лица эпохи в документальной трактовке: Хрущев, Фурцева, Гагарин, Ахмадулина, Евтушенко, Визбор, Вознесенский, Нуреев, Аллилуева, Людмила Алексеева и др. Воздух выхватывает из толпы четыре женских лица — 4 Любы в перипетиях эпохи. Спектакль входит в МОСТпроекты – серию документальных постановок театра МОСТ. Сценический роман режиссёра Георгия Долмазяна был номинирован публикой на Международную зрительскую премию “Звезда Театрала” и оказался в шорт-листе лидеров.
“Человек, перешедший реку” (театр Документа, Минск, Беларусь)
спектакль-документ в жанре экзерсисов с элементами “биомеханики” режиссера реформатора Всеволода Мейерхольда. Театр Документа образовался в 2011 году на базе Белорусского государственного университета культуры. Художественный руководитель театра Анна Сулима — преподаватель специальных дисциплин кафедры режиссуры обрядов и праздников БГУКИ. Театр ДОКУМЕНТА — хэдлайнер документального жанра и лауреат большого количества международных фестивалей.
“Ромео и Джульетта. Сонет Бессмертной Любви” (театр-лаборатория “Alma Alter», София, Болгария) – инновационная трактовка сюжета дает классическому шекспировскому тексту возможность жить в другом пространстве. Театр Софийского университета основан в 1968 г. Позднее, был закрыт по идеологическим соображениям. В 2000 году восстановлен. Режиссер Николай Георгиев, представитель болгарской экспериментальной школы, основал здесь новый студенческий театр и дал ему новое — звучное — имя: Театр-лаборатория «Альма Альтер». Философия и методология в высшей степени интерактивной «Альма Альтер» основана на принципе “здесь, сейчас, с этими людьми” — это категорическая альтернатива традиционному театру в Болгарии.
“Как пришла любовь к Хуану Тамаду” (театр Tanghalang Pilipino, Пасай, Филиппины)
Театр создан в 1987 году при Культурном центре Филиппин. Постановка спектакля стала режиссерским дебютом для актера театра и кино Джонатана Тадивана. Он воплотил на сцене культовый сюжет из филиппинского фольклора по рассказу известного во всем мире писателя Ника Хоакина, обладателя высшей награды Филиппин за вклад в искусство «Народный артист Филиппин». В центре сюжета — любовный треугольник персонажей из старых филиппинских легенд и синтез современной и этнической музыки. На сцене — культовые фольклорные персонажаи: безнадёжный лентяем и хитрец Хуан Тамад (актер Ибес Багадионг), богиня любви Мария Макилинг (актриса Моник Неллас) и бог войны и царь таинственной горы Банахао (актер Альдо Венсилао). Красивые декорации, забавные, ироничные диалоги между персонажами и тонкие подсознательные сообщения вплетаются в историю, которая вызывает интерес любой аудитории.
“Сирано” (театр МОСТ, Москва, Россия)
хрестоматийная пьеса Ростана, переписанная авторскими оригинальными двустишьями Художественным руководителем театра МОСТ, режиссером-постановщиком Евгением Славутиным. Постановка включена в коллекцию лучших спектаклей мира французского музея “Сирано”. Музыка и песни написаны бардом Алиной Симоновой. Спектакль идет с аншлагами в Москве и за рубежом более 10 лет.
NO COMMENT