Рудимания в Большом

На Исторической сцене БТ в июле прошел второй премьерный блок балета «Нуреев», пожалуй, лучшего автобиографического спектакля на российской сцене.

В первую очередь стоит напомнить, что премьера балета «Нуреев» с полугодовой задержкой состоялась на исторической сцене Большого 9 декабря 2017. Спектакль наделал много шума в связи с таинственной отменой премьеры летом 2017 и, конечно, на фоне ареста Кирилла Серебренникова, который в августе того же года был задержан в Петербурге по делу «Седьмой студии». Режиссер не смог лично завершить подготовку к премьере и посетить ее, поскольку с тех самых пор и по сей день находится под домашним арестом.
В данной статье, мне не хотелось бы копаться в «грязном белье» Минкульта и говорить об отмене премьеры, или же рассуждать на тему политических интриг и общественного резонанса в чудовищном деле КС. Хочется рассказать о прекрасном спектакле и о судьбе великого и ужасного артиста, изменившего мир мужского танца.

фото П. Рычкова

Отставая от своих однокурсников на годы, Рудольф Нуреев поступил в училище в 17 лет (вместо положенных 10), но благодаря твердому характеру, неутомимости в тренировках и звериному темпераменту деревенский парень, над которым посмеивались однокурсники, быстро вырвался на лидирующие позиции, а позже стал солистом Кировского театра оперы и балета (сейчас Мариинский театр), в труппе которого, он и отправился на роковые гастроли.
В балете использован отрывок из доклада комитету КПСС, который так жутко слышать современному молодому человеку, так как нам сложно теперь и представить такого рода ущемление своих свобод: «3 июня сего года и Парижа поступили данные о том, что Нуреев Рудольф Хаметович нарушает правила поведения советских граждан за границей, один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Кроме того, он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых имелись гомосексуалисты. Несмотря на проведенные с ним беседы профилактического характера, Нуреев не изменил своего поведения…»

После триумфа в Париже гастроли должны были продолжиться в Лондоне, и когда глава делегации велел Нурееву лететь в Москву под предлогом выступления в Кремле, он сразу понял, что навсегда станет невыездным. В тот день в аэропорту Ле-Бурже его спасло пресловутое, но в то время редкое знание иностранного языка, и в метре от сотрудника КГБ французские артисты указали ему на дверь, за которой РН попросил политического убежища и навсегда изменил не только свою судьбу, но и повлиял на судьбы множества сограждан. На следующий день европейские СМИ назовут это «прыжком к свободе», и о РН узнает весь старый свет. Для Хрущева, который восхищался данными танцовщика, это стало оскорблением личного характера, он был вне себя и сначала даже приказал устранить Нуреева, но позже ограничился давлением моральным. Но мольбы родителей и друзей уже не смогли заставить РН поменять своего решения и вернуться домой, в Союзе он был заочно осужден на 7 лет тюрьмы за измену родине. Побег Нуреева легендарный в первую очередь тем, что он стал первым невозвращенцем, а «взрывная волна этой бомбы» мгновенно охватила мир балета. Вслед за ним артисты «побежали» массово и уже куда более осознано. Наталья Макарова, Михаил Барышников, Александр Годунов и многие другие имена тогда потеряла неблагодарная и жестокая страна советов.

фото Д. Юсупова

В Европе и Америке Нуреев стал главным секс-символом балетной сцены, популярность артиста была немыслимой, а капиталы внушительными, в мире возник новый термин — Рудимания… Впервые после Дягилевских сезонов, «Чингисхан балета» заставил весь мир приклонятся русской школе, в то время как на родине его имя боялись произносить вслух. Это широко известно, что после смерти Нуреева все его имущество было продано на аукционе, который становится объединяющей линей спектакля, переходящей в разные сцены из жизни РН. Такой приём «вещь-событие» в театре, конечно, не новость, но как же это прекрасно придумано тем не менее! Спектакль являет собой невероятно гармоничное и слаженное действо, в котором принимают участие не только артисты балета, но и драматические артисты (например, Игорь Верник или Владимир Кошевой из БДТ), внушительный хор БТ и огромное количество балетных артистов массовки.

Хореограф Юрий Посохов и Кирилл Серебренников находят идеальный баланс драматического и хореографического, ни в одной из сцен «не перетягивая одеяло на себя», очевидно, что они очень сработались ещё при подготовке «Героя нашего времени» (ещё одного шедевра Большого, который стоит увидеть на Новой сцене театра). Несмотря на завораживающие массовые сцены, которых здесь не мало, пожалуй, самыми впечатляющими в спектакле становятся несколько лирических сцен. Во-первых, это дуэты — Нуреев и Эрик Брун, на истории которых хочется остановится отдельно, и конечно же Нуреев и Марго Фонтейн — важнейшая партнерша РН, звезда Лондонской сцены, которая была старше его почти на 20 лет, и которой Нуреев подарил вторую жизнь на сцене и свою любовь на протяжении всей жизни…

Неотесанный Нуреев и аристократичный Брун, об умопомрачительной страсти которых писали все таблоиды того времени, были не только любовниками, но и настоящими товарищами, Эрик обучал Рудольфа техническим тонкостям, и в том числе благодаря Бруну он впервые выступил в лондонском Конвент гардене, в труппу которого он позже поступит и встанет в пару с Марго. Эта любовь окажется роковой для Бруна, театр разорвет с ним контракт, и он, настоящий артист, конечно не выдержит удара и, в свою очередь, разорвет отношения с РН.

фото Д. Юсупова

Ещё одна великая сцена во втором акте балета — это разрывающие душу письма к Нурееву, написанные специально для спектакля его знаменитыми современникам, такими как Наталья Макарова и Алла Осипенко, эдакое обращение вне времени к дорогому их сердцам другу, пожалуй, одна из лучших сцен, увиденных мной в музыкальном театре в принципе. Здесь великолепную партию исполняет виртуозная и такая хрупкая Светлана Захарова, преклоняться перед которой, в том числе в жанре современной хореографии, можно бесконечно, но в этом балете особенно хочется отметить другие работы. Денис Савин в непродолжительной роли Бруна просто незабываем, а Мария Александрова — Марго Фонтейн удивительно воздушная и абсолютно точно передает характер своей героини.

Вспыльчивый эгоист Нуреев у Владислава Лантратова получается особенным, в его исполнении он становится героем лирическим — одиноким человеком непростой судьбы и характера, и помимо невероятного с технической точки зрения исполнения, Лантратов просто заставляет нас сопереживать своему герою, верить каждой сцене, каждому жесту или возгласу. Говорят, что Нуреев «у каждого свой», и Артем Овчаренко с Игорем Цвирко также проживают эту роль на сцене по-своему, по этому смело можно смотреть любой из составов.

«Нуреев» — это настоящий блокбастер на сцене БТ с мощной сценографией, интересной работой хореографа Посохова, который освежил великие балетные дуэты, и с совершенно особенной музыкой от И. Демуцкого, который похоже вошёл в раж написания балетов после «Героя нашего времени», работа которого вообще заслуживает отдельной восторженной статьи.

В финале Лантратов буквально доводит зрителей Большого до слез, исполняя отрывок балета «Лунный Пьеро», который был одной из выдающихся ролей самого Нуреева, и который здесь невероятно перекликается с его историей: в 88-м году, Нуреев уже очень больной исполняет свою мечту — выступает на сцене родного Кировского театра. По словам очевидцев, у публики в глазах были слезы, люди увидели уже умирающего артиста.

Нуреев был неистово страстным и ненасытным во всём и, конечно, в любви. Ему приписывали романы с Элтоном Джоном, Фредди Меркури, Миком Джаггером или Ив Сен Лораном. Сексуальная жизнь никогда не была для него чем-то интимным, а за свою необузданность он заплатил самую высокую цену. Рудольф скончался в возрасте 54 лет после тяжелой и продолжительной болезни… Серебренников рассказывает нам эту историю от всей души, показывает грани личности, периоды жизни большого артиста, его влияние и вклад… Здесь есть только одно «НО». Идеализированный, если хотите, романтический образ Нуреева показывает нам этот балет. Общая целомудренность спектакля, конечно, соответствует стенам БТ, но совсем не соответствует реальному Руди..

 

Автор статьи Мария Смогоржевская

Информация о билетах

P.S. Желающим посетить постановку в октябре, надо будет озаботиться этим вопросом уже в августе, так как старт продаж в Большом всегда начинается за три месяца