READING

«Все смеются и плачут» (с). Спектакль «Поминальная...

«Все смеются и плачут» (с). Спектакль «Поминальная молитва» в театре МОСТ

Спектакль «Поминальная молитва» режиссера Георгия Долмазяна завершил сезон в Театре МОСТ. Премьера новой сценической версии состоялась осенью 2017 года и уже тогда стало понятно, что этот спектакль будет собирать аншлаги. Одноименная пьеса Григория Горина по мотивам повести Шолом-Алейхема о старом молочнике Тевье, написанная в 1989 году, на протяжение двух веков находит отклик в сердце каждого человека.   

Село Анатовка в дореволюционной России, где бок о бок живут русские, украинцы и евреи. Грядут исторические перемены. Простой молочник Тевье день за днем тянет свою повозку с молоком, чтобы прокормить большую семью.

«Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище… Таков обычай! Здороваясь, русские снимали шапки. Евреи шапок не снимали никогда!.. Обычай!»

Он разговаривает с родственниками, соседями, прохожими и в смешных, таких точных фразах раскрывает философию жизни. Часто обращаясь к Священному Писанию, Тевье пытается ответить на волнующие его вопросы: Как сохранить согласие в семье? Как выдать пятерых дочерей замуж за порядочных людей? – в ответах скрывается глубокая житейская мудрость. Тевье наделен огромной душевной силой, которая позволяет справиться со всеми трудностями.

Первое, что поражает, когда ты сидишь в зале – это работа звукорежиссера. С самого начала именно звук придает очарование всему спектаклю. Крик петуха, взмах крыльев голубей, пение птиц, скрип колес – все это полностью погружает тебя в атмосферу деревни, а звон колоколов пронизывает до дрожи. Камерность зала и отсутствие кулис придает ощущение сопричастности к происходящему на сцене.   

«Этот спектакль о любви вселенского масштаба – о любви, которая не перестает. О чувствах двух взрослых людей друг к другу, к своим детям, своему дому и всепрощающему Богу. Пережить все испытания: революцию, погромы, переселение за черту оседлости и, в конечном счете, победить, возможно только при одном условии – если в душе твоей живет Большая Любовь». (Георгий Долмазян)

Спектакль идет 2,5 часа и делится на два действия. В первом действии ты смеешься до слез, во втором – ты плачешь до смеха и просто плачешь. Со сменой действия меняется и настроение. Искрометный юмор колоритных персонажей пьесы завоевывает любовь зрителя; искренность, с которой играют актеры, разбивает сердце на миллионы осколков. Сердце сжимается, когда молочник Тевье выходит во двор с завернутой в одеяло внучкой и произносит свой известный монолог «…Вон то большое дерево называется дуб. Его мой отец посадил, когда я родился. Старенький уже, но ничего, стоит, забор подпирает. А рядом я посажу березку. В твою честь…»

Спектакль выдержан в черно-белой и коричневой гаммах. Интересно отметить, что режиссёр ввёл одного персонажа, вроде бы, малозаметного, но играющего важную роль.  В начальной сцене, когда по деревянным дорожкам идут друг за другом священники разной веры, шагает вслед Дама смерти в черном кринолине. Это напомнило сцену из спектакля Юрия Бутусова «Бег», где скользила Дева Смерти в белом кринолине.

Нельзя не отметить работу сценографа и художников по свету. Минималистичность декораций, геометричность форм, приглушенный свет делает постановку очень уютной именно по деталям и ассоциативному ряду. Так в одной из сцен на кухне в доме Тевье дочери готовят тесто для выпечки в миске, а при внимательном рассмотрении тесто оказывается наволочкой с мукой (наверное, мукой. По крайней мере, так показалось). В другой сцене хозяйка Голда угощает борщом  родственника по имени Менахима, и актёр так смачно его ест, что ты сам чувствуешь вкус. Спектакль удивителен тем, что задействует практически все органы чувств – зрение, слух, осязание и вкус.

«Мне важнее всего было найти духовную составляющую сюжета – в момент глобальных политических потрясений и личных сомнений молочника Тевье во всесильном Боге, которому он был предан всю свою жизнь, происходит «подмена» Любви на страсти человеческие: законничество, общечеловеческую нетерпимость, неуступчивость, ненависть, агрессию, месть… Материала актуальнее сложно найти. Это просто неоспоримо – современное общество не изучает ошибок истории и возвращается к законам мести, агрессии и, к сожалению, огромной ненависти. Ему необходимо напомнить о Любви.» (Г. Долмазян)

На поклоне зрители долго не отпускали актеров. Ты настолько «чувствуешь» жителей села Анатовки, что за время спектакля они становятся родными и просто хочется обнять актеров и сказать, что все будет хорошо. Известная горинская ремарка в конце пьесы «Все смеются и плачут»  повисает в воздухе. Она сама слетает с языка, когда наблюдаешь финальную сцену.

Информация о билетах

Фото Евгения Бабская

 

Автор статьи Светлана Ковалева