READING

Крушение надежд или как не сойти с ума. Моноспекта...

Крушение надежд или как не сойти с ума. Моноспектакль «Записки сумасшедшего» Анатолия Кота

Немецкий режиссёр Моника Добровлянска поставила спектакль «Записки сумасшедшего» для одного актёра. Премьерный показ прошёл в Русском доме в Берлине весной в рамках российско-немецкого театрального проекта. За основу М. Добровлянска взяла монологи из произведений Н.Гоголя «Записки сумасшедшего» и С. Алексиевич «Время секонд хэнд».

Под бодрые звуки аккордеона на сцене появляется Анатолий Кот. Из декораций – складной стол и лестница. Около стола стоит аптечка, а по полу разбросаны пустые бумажные стаканчики как символ нестабильности общества. Спектакль рассказывает о судьбах людей, живших в СССР. Монологи сменяют друг друга так стремительно, будто ты перелистываешь чей-то дневник, дневник целого народа. Записки сумасшедшего гоголевского героя Поприщина переплетаются с наблюдениями советских людей о «потерянном поколении» из романа Алексиевич. Подобно Поприщину советские люди внезапно осознали, что перестали существовать, ощутили себя ненужными.

«Это история людей, которые родились и воспитывались в СССР, а после 1991 года попали <…> в капитализм. Мой Поприщин живет сегодня и на фоне этого сходит с ума. Он не может понять, как человек вдруг стал никем» (Анатолий Кот)

В какой-то момент зритель сам начинает терять связь происходящего. На протяжении всего действия стирается грань между прошлым и будущим – из мрачного Петербурга Гоголя переносишься в светлую, «свободную» Москву Брежнева.

В спектакле есть место всему: воспоминаниям о беззаботном коммунистическом детстве, о мечтах и страхах; о крушении советских идеалов в 90-е и навязанном капиталистическом обществе. За монологами калейдоскопом представляешь и пустые прилавки, и огромные очереди, открытие первого Макдоналдса на Тверской, когда каждый считал своим долгом оставить на память салфетки, и бумажные стаканчики как связь со свободным, таким далеким, миром. Символичны были воздушные шарики в начале спектакля как вера, что завтра обязательно наступит свобода. А наступит ли?

Фраза «Не дай бог жить в переломную эпоху – гласит китайская мудрость» в одном монологе  становится главной мыслью всего спектакля. Она отсылает нас к пушкинскому «Не дай бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный». О бессмысленности происходящего с приходом «капиталистической жизни» и рассуждают герои.   

Режиссёр вместе с актёром пытаются понять – как сохранить себя, когда вокруг всё сходит с ума и продолжать жить вопреки обстоятельствам; что мы потеряли и что приобрели. Голос одного человека звучит как отражение ушедшей эпохи…

Спектакль заканчивается неожиданно быстро, под тихие звуки аккордеона, будто призывая зрителя продолжить уже свой монолог. Ведь у каждого он найдётся.

 

Информация о билетах

 

Автор: Светлана Ковалева