READING

Каренина в Большом, или как я полюбила Светлану За...

Каренина в Большом, или как я полюбила Светлану Захарову

На Исторической сцене Большого театра в июне состоялся второй премьерный блок балета «Анна Каренина» в постановке гениального Джона Ноймайера, ко-продукция с Гамбургским балетом и Национальным балетом Канады.

фото Михаил Логвинов

Совместные постановки приобретают всё большую популярность в мире музыкального театра, это легко объяснимо: гигантские временные и финансовые затраты могут быть поделены, а масштаб и популярность спектакля увеличиваются в разы. Так поступил и Ноймайер со своей «Анной Карениной», и всё же, каждая версия у него получилась уникальной благодаря артистам балета, и конечно же духу той или иной сцены.

На сцене Большого это уже далеко не первая работа Д.Н., увидев несколько лет назад его «Пер Гюнт», я осталась под глубоким впечатлением: красивое, но минималистическое сценическое решение, при котором невероятная экспрессия сосредоточена в хореографии. В этом и заключается стиль мастера, всё гениальное просто, и в «Анне Карениной» две двери становятся центральным элементом оформления, как символ постоянного выбора, который приходится совершать человеку. И, как и у Толстого, сюжет сосредоточен на судьбах людей, а не на окружающей их среде, в данном случае декорации.

фото Дамира Юсупова

Работа Ноймайера над «Карениной» хороша ещё и тем, что комплексна, перед зрителем предстает целостное произведение искусства: он сам создает макеты декораций и световое оформление спектакля, которое заслуживает отдельных похвал, рисует эскизы костюмов, соединяет воедино музыку из разных эпох. И тут нужно отдать должное маэстро Гришанину и оркестру Большого, которые виртуозно стравляются с таким непростым материалом.

Сюжет Д.Н. переносит в наше время, где Каренин – успешный политик, воспринимающий жену как один из своих инструментов достижения цели, а Вронский предстает увлеченным и обеспеченным спортсменом, а Стива, например, пикапером , и это дает современному зрителю настоящее чувство сопричастности пусть и вечной, но уже очень немолодой истории. Ноймайер раскрывает сюжетные линии ключевых персонажей, не отдавая очевидных предпочтений, и кажется, что история Лёвина или Долли имеет не меньше значения чем перипетии судьбы Каренина. Но при этом, в балете отражены не только события, невероятно тонко показан мир бессознательного, страхов и грез героев, эмоциональный путь истерзанной души Анны, оканчивающийся под колесами поезда.

К роли Анны во все времена стремились звезды кино и сцены, начиная от Марлен Дитрих и Майи Плисецкой заканчивая Кирой Найтли и Елизаветой Боярской, теперь настала очередь красавиц из Большого: Светланы Захаровой, Ольги Смирновой и Кристины Кретовой. Говорят, именно Захарова вдохновила Ноймайера на постановку, так как всегда мечтала об этой роли, а он в свою очередь считает её идеально для роли подходящей, да и вообще гением чистой балетной красоты и техники, их творческие отношения длятся уже давно. И «химия» случилась.. удивительный хореографический почерк Ноймайера идеально ложится на сюжет Толстого и виртуозно воплощается Светланой Захаровой. Кажется, она родилась и прошла свой долгий творческий путь в первую очередь для этой роли! Не знаю, подходящий ли это визуальный образ, невероятная ли её техника, или собственная любовь к героине, но она дарит зрителю целый спектр невероятных переживаний. «Любовь невозможно станцевать, её надо чувствовать на сцене» (Д.Н.), и Захарова с Родькиным отдаются ей полностью, без оглядки.

фото Дамира Юсупова

Ноймайер выжал из труппы Большого всё, что мог, по отзывам публики не только отработанная связка Захарова-Родькин выступают блестяще, другие составы не менее притягательны, выкладываются на 100%, а главное, не похожи друг на друга, что является эталонной «честностью» для балета, этот удивительный хореограф дает артистам возможность прожить судьбу героя на сцене, а как известно, все мы чувствуем и воспринимаем мир очень по-разному.

На этот спектакль я искренне рекомендую сходить всем любителям не только балета, но и театра в целом, и отбросив предрассудки, заложенные классической школой, дать возможность самому себе пережить большие эмоции. Но рекомендую я этот балет именно любителям, опытной публике, так как у неподготовленного зрителя он может вызвать разве что недоумение от творческих решений и решительную усталость от первого действия длиной почти в 2 часа. И мне было радостно осознать, что московская публика оказалась готовой, в то время как иностранцы, приехавшие на ФИФА и заглянувшие в Большой ради самого театра, ретировались в антракте, а некоторые и в ходе первого действия.

 

Автор статьи Мария Смогоржевская

Информация о билетах

Билеты на октябрьский блок скоро в продаже