READING

«Гнездо перелетных птиц» или приют эмигрантов...

«Гнездо перелетных птиц» или приют эмигрантов

В 1918 году, в пореволюционное время, многие покидали Россию, в том числе писатели, художники и другие представители интеллигенции. Вся Россия сидела на чемоданах и узлах. Среди этих людей были популярные писатели того времени — Аркадий Тимофеевич Аверченко и Надежда Александровна Лохвицкая (Тэффи), известные в народе как «король смеха» и «королева русского юмора». Именно с отъезда множества людей, с суеты и начинается спектакль «Гнездо перелётных птиц», премьера которого состоялась 24 июня на сцене театра «Сфера». Только главным героем этого «невольного путешествия» становится Аркадий Аверченко.

Это история одновременно и о нем, и о рождении его театра в Константинополе, и о тех людях, которые встречались на его пути. В инсценировку актрисы театра Виктории Склянченковой легли рассказы и одноактные пьесы Аверченко, а также отрывки из его воспоминаний. Спектакль выстраивается вокруг истории создания театра-кабаре «Гнездо перелетных птиц». Отсюда и пресловутый жанр спектакля — «Театр. Юмор. Кабаре». Здесь и драматизм самой жизни, и комичность бытовых сцен, и лирические отступления в исполнении Александра Вертинского.

Аркадий Аверченко приезжает в Константинополь, где среди эмигрантов, его соотечественников, набирает труппу для своего театра. Все «перелетные птицы» собираются в одном гнездышке, и театр начинает свою работу. Со сцены слышны различные экспромты, «заманухи» и курьезы. Аверченко провозглашает: “Сегодня у нас новая программа! Кто не увидит, тому самое время утопиться в Босфоре!” Представление складывается на наших глазах. И перед нами проносится калейдоскоп веселых историй: шутливый шантаж в поезде, разоблачение возлюбленного, жена, устраивающая мужу «перформанс» и отчаянные попытки самоубийства. Всё действие перемежается выступлениями оркестра и песнями Вертинского.

Режиссер Константин Демидов мастерски работает с атмосферой спектакля. Об этом говорят и построение мизансцен, и костюмы того времени, и музыкальное сопровождение, и, несомненно, работа с актером. Зритель попадает в начало XX века и отправляется вместе с актерами из России в Константинополь. Конечным же пунктом назначения становится театр-кабаре «Гнездо перелетных птиц». Этот переход такой органичный, что не возникает вопросов, для чего собралась вся эта публика. Мы все пришли в кабаре, чтобы увидеть новые пьесы Аверченко. Послушать Вертинского и посмеяться от души.

Такому вовлечению зрителя в действие и погружению в атмосферу сопутствует и пространственное решение театра и сцены. Те, кто уже знаком с театром «Сфера», знают, что места для зрителей, словно лучами расходятся от центра сцены. Но режиссер размывает и эти границы. От одной двери к другой протянута железная дорога, по которой катится небольшой состав — этакая тележка. Она затем превращается и в сцену кабаре, и в любовное ложе. Герои заполняют всё пространство. Воркуют среди зрителей, бегут открывать двери и пускаются в нежное танго.

Хочется также отметить блистательную игру актеров. Все актеры на протяжении спектакля сменяют несколько ролей. Молодой актер Даниил Толстых предстает то в образе пернатого вестника, то в образе самого Вертинского, напудренного, с томным взглядом и выразительной мимикой. Виктория Склянченкова из давней знакомой Аверченко, Аннушки-женщины колоритной, превращается в жену-кокетку и затейницу. Дмитрий Новиков (актер, исполняющий роль Автора) особенно хорош в роли Берегова — друга Билевича, решившего покончить жизнь самоубийством. Именно в этой роли, на мой взгляд, многогранно раскрывается характер самого Аверченко, человека ироничного, острого и веселого.

Несмотря на обилие юмористических сцен, спектакль заканчивается в минорных тонах. Труппа собирается вместе вечером после представления, и мы видим серьезные лица, проникнутые грустью. Такое режиссерское решение наводит на мысли о том, что в эмиграции, в отрыве от своей родины, люди старались держаться вместе. И именно театр «Гнездо перелетных птиц» становится приютом для людей, покинувших Россию. Здесь они на время забывают о горестях и утратах, создают иллюзию «утраченного рая». Актеры театра и их зрители вновь ощущают беззаботную атмосферу артистического Петербурга и Москвы. Но порой они вспоминают о том, что невозможно забыть. И вот, Аверченко — «сыч» их стаи, берет слово и говорит о том, что хочется повернуть время вспять. Словно кино, отмотать назад эту пленку. И эта ностальгия по прошлой жизни переходит в песню.

«Так пусть же сердце знает, мечтает и ждет
А вечно нас куда-то зовет,
Туда, где улетает и тает печаль,
Туда, где зацветает миндаль…»

P.S. Будем надеяться, что посыл режиссера и артистов найдет своего адресата, и зрители познакомятся с творчеством Аверченко или откроют для себя что-то новое.

 

Автор статьи Татьяна Панкова

Информация о билетах

фото spheratheatre.ru