В конце мая в театре «Школа драматического искусства» состоялась премьера пьесы Максима Горького «Дачники», приуроченная к 150-летию автора.
Эту пьесу можно назвать поистине революционной — сколько неравнодушных откликов и реакций она получила после премьеры в 1904 году. Неспроста, ведь предметом исследования становится интеллигенция, которая постепенно превратилась в «дачников». И это определение имеет у Горького отнюдь не позитивную окраску — на протяжении всего действия образованные, талантливые, сбежавшие из большого города люди философствуют друг с другом, ищут смысл жизни, задаются вопросами, на которые не могут найти ответов. Чем же такая интеллигенция отличается мещан?
Режиссер спектакля Александр Огарев («Гвидон», «Стеклянный зверинец» и пр.) находит проблему, затронутую в «Дачниках», очень актуальной в наше время:
«В спектакле мы делаем акцент на том, что горьковская история не ушедшая, а продолжающая жить в нас. Все, что связано с людьми, производящими нематериальные ценности, знакомо нам, людям театра. Мы можем сделать текст живым и правдивым, только если будем сравнивать персонажей с самими собой. И тогда внешний налет памфлетности, свойственный пьесе, уходит в самоиронию»
Действие отчасти напоминает нескончаемый чеховский водевиль, происходящий вне времени и места. Спектакль достаточно эклектичен: тут и 60-е годы — песни у костра под гитару, стихи Беллы Ахмадулиной и Булата Окуджавы, уютный советский антураж; и наше время — в перерывах между разглагольствованием герои читают рэп, танцуют джаз-модерн под 5’nizza и ищут друг друга по рации.
Особый интерес представляет стилистика спектакля. Сцена поделена на 2 части — есть уютный дом а-ля парник или терраса с приглушенным светом, где происходит основное действие, и пространство в глубине сцены, вмещающее одновременно всех героев — радостно танцующих или плывущих на лодке. И декорации, и свет, и костюмы представлены во всех оттенках зеленого — за счет этого действие становится более камерным и интимным. Ощущение, что костюмы продуманы до мелочей — порой они даже отвлекают от текста. Суслов, например, ходит с книгой на лице. Варвара Михайловна — с птичьей клеткой, а у горничной Саши шляпка из столовых приборов.
Во всем этом обильном словопотоке хотелось бы отметить роль Варвары Михайловны (Александрина Мерецкая). Будучи самым начитанным, трезво мыслящим и сочувствующим персонажем, она словно душевной нитью пронизывает все действие, кульминацией которого является именно ее монолог:
«Интеллигенция — это не мы! Мы что-то другое… Мы — дачники в нашей стране… какие-то приезжие люди. Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест… мы ничего не делаем и отвратительно много говорим»
И правда эта обжигает. Однако, на то мы и люди, чтобы задаваться вопросами и философствовать. Главное, чтобы плодом наших устных теорий становилось действие, а именно движение, причем, как говорит Огарев — «движение вперед»
Автор статьи Анастасия Киндаева
фото Марина Истомина
NO COMMENT