READING

Как #театральный_сеанс разыграл «ЭТИКЕТ» по ролям...

Как #театральный_сеанс разыграл «ЭТИКЕТ» по ролям

16 мая команда «Импресарио» в копродукции с компанией Rotozaza и Новой сценой Александринского театра представила на Даниловском рынке спектакль 

ETIQUETTE / ЭТИКЕТ

спектакль, о котором знают двое

Что же такое «ЭТИКЕТ» и почему только двое знают о спектакле?

Что мы знаем уже наверняка: вы сидите за столиком на Даниловском рынке, напротив — второй участник, на столе — две пары наушников и несколько предметов. Вы надеваете наушники и слышите голос, который в течение получаса будет вашим проводником и суфлёром — объяснит, что делать с разложенными на столе безделушками и подскажет реплики. На время спектакля у вас действительно будет возможность стать актером или актрисой. Хотите попробовать себя в таком амплуа?

На сайте проекта при покупке билетов можно выбрать тайм-слот на двоих и прийти с другом / подругой, либо довериться воле случая и сыграть с незнакомцем / незнакомкой.

Команда #театральный_сеанс на старте проекта прошла по трем сценариям «Этикета»:

1/ 2 игрока (девушки) не знакомы

2/ 2 игрока (девушки) знакомы

3/ 2 игрока (девушка и мужчина) не знакомы

Если вы как раз думаете, какой сценарий подойдет вам — читайте о наших впечатлениях! *Без спойлеров*

Сценарий 1 «2 игрока (девушки) не знакомы»

Оля-Хайкина-Чапаев-и-ПустотаОля Хайкина
Создатель проекта localdramaqueen.moscow, любитель просекко и хорошего настроения, неутомимый театральный трендсеттер. Соединяет цифровую среду с бизнес-целями, хобби — написание медиа-стратегий

В начале администратор объясняет, что нужно выбрать сторону стола или игрового поля: с одной стороны, предполагается женская партия, с другой — партия, написанная для мужчины. По стечению обстоятельств я оказываюсь на «женской» стороне.

Мне не знакома собеседница и, повинуясь моменту легкой скованности, я не решаюсь попросить разговаривать громче. А зря! Рекомендую участникам обязательно заранее договориться о громкости реплик. Они должны звучать не тише, чем инструкции в наушниках. Помешала ли восприятию спектакля приглушённость некоторых реплик? Определенно да! Что еще помешало лично мне, так это неслаженная работа с реквизитом. Инструкции нужно выполнять чётко. Неповиновение, ваше или партнёра, может разрушить шарм постановки. Так, например, эпизод, где нужно прочитать записку, используя стакан (!), возможен только тогда, когда вы или ваш партнер делаете ровно то, что говорят в наушниках. Звучит просто? — попробуйте 🙂

То, что в спектакле прописаны гендерные роли, а по факту их играют люди одного пола — пожалуй, вполне нормально для современного общества. Что говорить, и в театре есть множество примеров, когда роли мужчин исполняют женщины и наоборот. Но мне по итогам казалось, что пикантность «моей игре» добавила бы игра с партнером, которого я не знаю. Со своим другом или мужем играть не рекомендую. Незнакомец — самый лучший вариант!

Ну, и напоследок, отмечу, что в короткие полчаса укладывается гораздо больше мгновений, чем может показаться. Насколько красиво они пройдут, зависит только от вас! Участвуйте, дерзайте, раскрывайте свои актёрские способности и делитесь опытом с друзьями, не забывая о правилах Этикета.

Сценарий 2 “2 игрока (девушки) знакомы”

Аня-Гришина-Свободные-Бабочки

Аня Гришина — Бухгалтер, любит путешествия, зимние виды спорта и не представляет свою жизнь без театра

Федор Елютин не первый раз работает с человеческим сознанием и восприятием мира и новый театральный опыт вы получите на Даниловском рынке в проекте «Этикет». Вас посадят за один стол, дадут в руки наушники, рядом iPod и произнесут: «Вы все поймёте!»

Чтобы переживать весь спектр эмоций — старайтесь абстрагироваться от публики, присутствующей на Даниловском рынке и не подразумевающей о вашем перевоплощении, отключите голову и наслаждайтесь. Это театр не для актёра, а для двух обычных людей, кто будет напарником — решаете только вы.

Мой «Этикет» был в компании Екатерины Большаковой, которую я знаю не первый год. Самое сложное — это забыть, что напротив твой друг и стараться не смеяться, произнося нелепые фразы. До начала обязательно проверьте — работают ли наушники у двух человек, включается ли лампа на столе, все ли предметы в наличии. Екатерина загадочно смотрела на меня, когда я уже слышала голос и выполняла задания, а она — слушала тишину. Один из запоминающихся моментов шоу — стакан воды с сюрпризом, из которого необходимо отпить. Удивление напарника гарантировано! В некоторые моменты нужно закрывать глаза, с другом это сделать легче, потому что перед вами человек, которому вы доверяете.

В течение тридцати минут вы будете героями кинофильмов «Жить своей жизнью» Жан-Люка Годара, «Костюмер» Альберта Финни и «Женщина не в себе» Питера Фалька, а также пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом». По ощущениям разграничений кинофильмов и пьесы не существует, все взаимосвязано и персонажи не меняются.

После сеанса одновременной игры можете записаться на курсы актёрского мастерства — работа с предметом, сценическая речь и язык жестов вами изучены.
Обязательно приходите смотреть на других игроков, когда уже понимаете, что происходит и поведение героев знакомо.

Катя-Большакова-Свободные-Бабочки

Катя Большакова — коренная москвичка, юрист, переводчик, танцует фламенко, любит оперу и нестандартный подход театральных режиссеров к классической драме

Наверное, одна из главных особенностей московской театральной среды (по крайней мере, в последние несколько лет) — постоянный, с какими-то космическими скоростями развития, поиск новых форм. И одна и самых необычных и интересных из них предполагает не просто отсутствие четвертой стены, но и выход за пределы привычного здания театра.

Новый спектакль «Этикет» предлагает в качестве площадки знаменитый и модный Даниловский рынок, а в качестве формы — практически стопроцентный интерактив один на один для двух зрителей, которые на полчаса превращаются в полноценных актеров весьма своеобразных сюжетов.

Очень сложно писать отзыв, когда почти любое описание истории или постановочной идеи — стопроцентный и убийственный для спектакля такого необычного формата спойлер. Вот «Дядю Ваню» Чехова мы все читали (а то и видели раз 5 в постановках самых разных жанров). Тут ничего не испортишь обсуждениями, почему у Юрия Бутусова профессор раздевается, и как неординарно решена сцена выстрелов в студенческом спектакле женовачей.

Описывать «Этикет» подробно сложно. Да и, наверное, не нужно. Суть его в том, что для каждого из вас он будет своим по одной простой причине. Несмотря ни на какие инструкции, которые будут звучать для вас из наушников, выдаваемых организаторами, все действия, все слова, все постановочные эффекты спектакля создаете вы и человек, сидящий перед вами. Поэтому вердикт такой — это очень интересный и необычный опыт, предлагающий зрителю не просто погружение в театральное действо, но и созидательную «рабочую» роль. Если вы открыты новому, он будет вам интересен.

Есть один нюанс, о котором я, как человек с определенной степенью социофобии, не упомянуть не могу. Надо быть готовым к тому, что ваши личные границы будут стерты. Ничего вопиющего я в виду не имею, но не всем интересно держать за руку абсолютно чужого человека, которого видишь первый и последний раз в жизни. Поэтому, если ваш порог комфорта не предполагает такое вмешательство в сферу личного, советую идти с подругой, другом или любимым человеком. Это, кстати, несет с собой и определенный бонус.

У нашей компании был очень разнообразный опыт. Кому-то в визави достался незнакомый молодой человек, кому-то незнакомая девушка, а вот мы с Аней пошли вдвоем, и, как показал наш опыт, подобный интерактив с кем-то, кого хорошо знаешь, несет дополнительные радости в виде безудержного веселья в процессе и живого обсуждения того, что мы делали в течение 30-ти минут спектакля, постфактум.

С площадки, где стоят столики и играют «Этикет», мы спустились за едой и манговым шейком, а потом поднялись опять, чтобы обсудить пережитое и понаблюдать за парами, которые пришли после нас. Кто-то был очень серьезен, кто-то так же, как и мы, не мог сдержать улыбки, кто-то волновался, будто сдавал экзамен. Поэтому для нас с Аней зрительский опыт случился дважды — ведь каждая пара, за которой мы незаметно подглядывали в тот день, разыгрывала и для нас свой маленький спектакль.

Сценарий 3 “2 игрока (девушка и мужчина) не знакомы”

Катя-Карбач-Свободные-Бабочки

Утром – HR, вечером – театрал. Говорит и пишет о театральных впечатлениях 24/7. Путешествует по России и миру с фотоаппаратом

Театр в библиотеке, театр на крыше ЦУМа, театр на кладбище. И вот еще один новый вариант — театр на Даниловском рынке.  Etiquette. Нет, это не про еду. Это про отношения.

Для меня спектакль поделился на 2 составляющие: на внешнюю (то есть использование реквизита и следование голосу в наушниках) и внутреннюю (то есть попытку понять собеседника и сюжет). И тут я могу с уверенностью сказать, что внешняя часть затмила внутреннюю.

Мне достался в напарники мужчина, совершенно незнакомый мне до спектакля. В контексте разыгрываемой пьесы — это идеальное сочетание, потому что герои тоже мужчина и женщина. И здесь нужно просто вжиться в предлагаемые обстоятельства. Особенно любопытно становится, когда девушка поворачивается в сторону простых посетителей рынка и произносит свои фразы, предназначенные собеседнику. И если она их произносит громко, то люди за соседним столиком весьма бурно реагируют, потому что текст местами пикантный.

Но в Etiquette все-таки важно не внешнее проявление, а внутреннее содержание. И здесь, в общем-то, случился провал. Я не читала Генриха Ибсена «Кукольный дом», не смотрела фильм «Жить своей жизнью» Жан-Люка Годара, «Костюмер» Альберта Финни и «Женщина не в себе» Питера Фалька и поэтому до конца сюжет не поняла (вы поняли ваше домашнее задание перед спектаклем!). Мне все происходящее казалось набором действий и фраз. Любопытно было узнать, что будет в следующее мгновение, что сделает мужчина, как будут использоваться предметы на столе.

На мой взгляд, тридцати минут катастрофически мало. За это время вы только начинаете привыкать к человеку напротив, а он к вам. Какие-то реплики проносятся так быстро, что я не успевала понять, что говорит собеседник, потому что пыталась не перепутать слова в своем тексте. Мне определенно понравилось, но хотелось более целостной картины и более ясного сюжета. Я бы даже рискнула повторить.

Спектакль рассчитан полностью на экстравертов. Если вы любите в театре темноту и уединение, то не ходите на Etiquette. Потому что здесь вы на сцене. Причем зритель и ваш собеседник, и люди вокруг. А если вас всегда манила сцена, а дальше школьных утренников дело не пошло, то этот театральный опыт для вас! Будьте открыты и играйте!

Информация о билетах

ETIQUETTE исследует природу человеческого общения, трудности превращения мыслей в слова, процесс зарождения доверия между людьми. Спектакль переведен на 18 языков и идет в 20 странах мира. 

Импресарио — театральная компания Фёдора Елютина. Команда независимых продюсеров с 2014 года ищет по всему миру театральные шедевры и привозит их в Россию. Проекты c Rimini Protokoll (Германия-Швейцария): Remote Moscow, Cargo Moscow. Проекты c Ontroerend Goed (Бельгия): твоя_игра, smile OFF, КАНДИДАТ.

 

фото: пресс-служба проекта