READING

«Свободные бабочки» Студены IV курса Щуки, ма...

«Свободные бабочки» Студены IV курса Щуки, мастерская В.П. Николаенко

[lgc_column grid=”30″ tablet_grid=”50″ mobile_grid=”100″ last=”false”]Катя-Карбач-Свободные-Бабочки[/lgc_column]
[lgc_column grid=”70″ tablet_grid=”50″ mobile_grid=”100″ last=”false”]Катя Карабач
Утром – HR, вечером – театрал. Говорит и пишет о театральных впечатлениях 24/7. Путешествует по России и миру с фотоаппаратом
[/lgc_column]

“Свободные бабочки” в стенах любимой мной Щуки – это история быстрой, яркой юношеской любви слепого юноши и взбалмошной девушки, мечтающей стать актрисой. История чисто американская и сыграна в такой же американской манере – много активного действия по всей сцене, текст-скороговорка (чтобы успеть за 2 часа раскрутить сюжет и прийти к красивому финалу), юмор (простите, но больше для школьников) и типичная американская мама-герой невидимого фронта: “Я люблю тебя, сынок, как умею, что бы ты ни творил в своей жизни”.

Горящие глаза студентов, их драйв, желание понравиться и зацепиться – это все, конечно, очень и очень здорово. Но мы-то, зрители, видим сам спектакль. Собственно, в этот раз он не был попаданием в мое сердце. Был отличный главный герой (и визуально привлекательный, и играл персонажа, а не себя). Были 2 женские роли (одна утрированно-экспрессивная, другая нарочито-взрослая). Был мелькнувший во втором акте еще один мужской персонаж. Все. 4 героя. Сюжет интересный, ждешь финала (все-таки будет трагедия или хэппи-энд), но постоянно спотыкаешься на их быструю речь (в которой много оговорок), беготню по сцене и хочешь уменьшить паузы, которые очень уж длинные.

Не относитесь к студенческому спектаклю, как к готовому театральному продукту! Дипломные спектакли – это концентрат всего того, чему студенты научились за 4 года. Им надо уметь сыграть любовь, показать классическое произведение (Чехов, Горький, Островский, etc), сделать пару трюков (кто-то сальто крутит, кто-то показывает фокусы, делает интересную пантомиму), поставить музыкальный спектакль и много, что ещё. Да, порой они “заигрываются”, иногда желание понравиться перевешивает здравый смысл, но они играют от души. Всегда! Не в полноги, не потому что НАДО выходить на 300-ый спектакль, от которого уже оскомина на языке. А потому что они любят выбранную дорогу и ждут что-то очень интересное впереди (несмотря на то, что во время студенчества многие снимаются и даже играют на большой сцене).

Конечно, приду к ним на другие спектакли, где будет задействован весь курс (до конца мая еще есть уйма попыток). От многих слышала, что “Прощание с Матерой” – их визитная карточка и must see. Обязательно схожу!
[lgc_column grid=”100″ tablet_grid=”50″ mobile_grid=”100″ last=”false”][/lgc_column]
[lgc_column grid=”30″ tablet_grid=”50″ mobile_grid=”100″ last=”false”]Катя-Большакова-Свободные-Бабочки[/lgc_column]
[lgc_column grid=”70″ tablet_grid=”50″ mobile_grid=”100″ last=”false”]Катя Большакова
коренная москвичка, юрист, переводчик, танцует фламенко, любит оперу и нестандартный подход театральных режиссеров к классической драме
[/lgc_column]

Для чего ходить на спектакли выпускников театральных вузов? Вопрос не праздный, большинство моих друзей при упоминании дипломников недоумевают, уверенные, что я, бесноватая театралка, хожу на них, поскольку уже все остальное посмотрела. Да, в Москве достаточно профессиональных театров, но расширение горизонтов еще никому не шло во вред, тем более тем, кто как и я, в театре бывает чаще, чем раз в полгода. Это недорого (а зачастую вообще бесплатно) и это замечательный шанс увидеть рождение талантливого самородка, чтобы потом через десяточек лет в антракте какого-нибудь МХТ важно говорить: “Ой, да помню я этого звездного Петю еще студентом, слова в спектакле перепутал и чихнул прямо в монологе Гамлета!”.

“Свободные бабочки” выпускного курса В.П.Николаенко Щукинского училища – история попытки слепого от рождения юноши выйти во взрослую жизнь, где с одной стороны развязная соседка-хиппи так манит доступной свободой и раскрепощенностью, обещанием чувств без прекрас и тормозов, а с другой – мать, так долго подстилавшая единственному сыну соломку, не желающая расставаться и отпускать, и обещающая комфортную жизнь без необходимости бороться за место под солнцем.

Пьеса Леонарда Герша на сцене Щуки не лишена недостатков – сумбурная и перенасыщенная многословными диалогами, она так и не дает до конца раскрыть характер сына, матери и взбалмошной соседки, и сильно прихрамывает с точки зрения объяснения импульсов, послуживших делу “перерождения” всех трех героев. Американский фильм 1972-го года с Голди Хоун  в свое время, конечно, смотрелся более актуально и отвечал духу времени – культура хиппи и свободная любовь задавали тон и кино и театру, но и сейчас это неплохой материал для того, чтобы посмотреть на по крайней мере три актерских таланта. Но вот тут не срослось и именно с актерскими талантами …

Я понимаю, что в эту профессию берут в том числе и по внешним данным, но за этими данными я ничего не смогла разглядеть. Вот уже несколько лет в принципе возникает впечатление некоего госзаказа на стандарты лиц и тел в российском театре/кинематографе, но признаться, от выпускного курса я ожидала чуть большего, чем произнесение текста скороговоркой, жеманства, лишних жестов, выдавленных из себя эмоций, неумения владеть текстом, и в театр я иду не для того, чтобы посмотреть на акробатические номера в исполнении худосочного юноши (хотя честь ему и хвала, конечно, но хотелось бы видеть работу над ролью). Наибольшее впечатление произвела Владислава Ермолаева в роли мамы – работа не лишенная некоторой ходульности, с которой была представлена чопорная, сдержанная матушка, проживающая в респектабельном Скарсдэйле, но за ту единственную щемящую эмоцию, которую я получила за все 2 с лишним часа действия, я благодарю именно эту героиню.

Увы, в том, что касается студенческих работ, волей неволей оцениваешь именно актерскую игру – большинству этих спектаклей не суждена долгая сценическая судьба, и представляют они собой по сути портфолио, резюме, если хотите, тех ребят, что после выпуска будут жадно искать работу в театре, кино, на телевидении. И я очень надеюсь, что однажды мой “самородок Петя” меня все таки найдет..
[lgc_column grid=”100″ tablet_grid=”50″ mobile_grid=”100″ last=”false”][/lgc_column]
[lgc_column grid=”30″ tablet_grid=”50″ mobile_grid=”100″ last=”false”]Аня-Гришина-Свободные-Бабочки[/lgc_column]
[lgc_column grid=”70″ tablet_grid=”50″ mobile_grid=”100″ last=”false”]Аня Гришина
Бухгалтер, любит путешествия, зимние виды спорта и не представляет свою жизнь без театра
[/lgc_column]

Дипломные спектакли выпускников театральных ВУЗов особенные, это видно невооруженным глазом и любой пришедший получит свою долю положительных эмоций. В этом театральном сезоне посчастливилось довольно рано увидеть выпускной спектакль курса В. П. Николаенко, обычно, раньше марта в Щукинском училище я не показываюсь, а все потому что постановки сырые, недоработанные, а студенты-актеры выходят на сцену скованные и взволнованные.

Чтобы не разочаровываться в новом поколении актеров спектакль выбрала попроще, по пьесе Леонарда Герша “Эти свободные бабочки”. Он и она – две противоположности, созданные друг для друга, его мама – не желающая отпустить любимого сыночка во взрослую жизнь. Она – взбалмошная, амбициозная и мечтающая стать актрисой, он – рассудительный, организованный молодой человек, в один миг изменивший мир вокруг себя. Все было бы банально, если ни одно но – он от рождения слепой. Ждать хеппи энда или мучительного финала? Как отношение к жизни другого человека повлияет на твою собственную?

Улыбка с лица не сходила на протяжении всего спектакля, я пыталась погрузиться в происходящее, но запинки главной героини в исполнении Юлии Ярошенко возвращали в реальность, находишься в приятном раздумье, не отвлекаешься и тут бац – слово проглотила, ой, а тут текст не такой. Такие помарки можно простить, но если они мешают не хуже звонков в зрительном зале, то работайте над сценической речью, оттачивайте мастерство щукинское. Весь спектакль держится на Анаре Халилове, его обаяние, актерская игра приковывают внимание, стоит ему уйти за кулисы, целостность теряется. Искренне желаю Анару успехов на театральном поприще, я думаю, что двери ведущих театров страны для него открыты.

Несмотря на недоработки и огрехи, “Свободные бабочки” смотрятся на одном дыхании, и какими бы не были выпускники, я люблю щукинцев за честность, открытость, искренность, любовь к профессии. Они настоящие, с горящими глазами, живыми улыбками, ненасытившиеся сценой, аплодисментами и цветами. Оттого и играют с душой и 100% отдачей, хотя и допускают огрехи.
[lgc_column grid=”100″ tablet_grid=”50″ mobile_grid=”100″ last=”false”][/lgc_column]
[lgc_column grid=”30″ tablet_grid=”50″ mobile_grid=”100″ last=”false”]Оля-Хайкина-Свободыные-Бабочки[/lgc_column]
[lgc_column grid=”70″ tablet_grid=”50″ mobile_grid=”100″ last=”false”]Оля Хайкина
Создатель проекта localdramaqueen.moscow, любитель просекко и хорошего настроения, неутомимый театральный трендсеттер. Соединяет цифровую среду с бизнес-целями, хобби — написание диджитал-стратегий
[/lgc_column]

Самостоятельная жизнь молодого Дональда в захолустной хиппи-квартире протекает тихо и мирно, пока в нее вихрем не врывается симпатичная соседка. «Это начало тривиальной истории любви», — могли подумать вы, и оказались бы правы, если бы наш герой не был слепым от рождения. Соседка, вначале полностью сосредоточенная на себе, впоследствии проникается интересом к Донни и пытается разгадать его загадку. Однако есть ли у Донни загадка? Или это лишь отпечатки первой любви и давней ссоры с матерью?

Уже плотно укоренившуюся в российском театральной школе историю любви слепого юноши и взбалмошной молодой актрисы разыгрывают четыре студийца курса В.П. Николаенко. И конечно, постановка пьесы осознанно метафорична — незрячий чувствует окружающее сильнее тех, кто способен видеть, а порой и «видит» вещи острее. Но поможет ли ему это в борьбе за счастливую жизнь и отношения с любимой девушкой? Возможно ли счастье без взаимопонимания, вынесенное на плечах одного?

На все поставленные выше вопросы зрителю помогает ответить Анар Халилов, наш главный герой. Его работа оставила внятный позитивный отпечаток на нашем смотре. Анар — превосходный акробат, девочки в зале оживали и ахали от восторга!

Но… К сожалению, «Cвободные бабочки» — не моноспектакль. Речь главной героини в исполнении Юлии Ерошенко была сбивчивой, при том, что высокий темп реплик здесь абсолютно не на руку актрисе. Нельзя назвать это волнением, скорее неорганичной находкой — в своих жестах и чувственных проявлениях на сцене персонаж был выверен до мелочей. Партия матери Дональда тоже была недостаточно убедительна. Возможно, сказался слишком каноничный подход к игре — на контрасте с архитектурой постановки сильно чувствовалось, что перед нами не настоящая мать, но актриса, играющая эту роль.

Пьеса выигрышна, на мой взгляд, только для Анара. В его царствовании остальным пока удается успешно выстроить только отдельные эпизоды; но это не означает, что нет вариантов сделать спектакль живее и насыщеннее. Хочется пожелать ребятам творческих успехов и терпения доводить все до конца!


RELATED POST

INSTAGRAM
localdramaqueen_digest